Между Европой и Азией. Часть.1

b08e050ade6bfb3a0835b1e5e97b56c3.JPEGВсе мы привыкли к выражениям «модель для американского рынка» или «классический японский автомобиль». Когда и где зародилось такое деление покупателей и рынков? Давайте попробуем разобраться.
 
Я не стану обсуждать стилистические решения или цветовые предпочтения жителей того или иного континента. В конечном счете все это вкусовщина, исторически сформированные «представления о прекрасном» для каждого народа. А вот различия в подходах к конструированию автомобилей, наиболее популярные типоразмеры – вещи гораздо более объективные, и о них стоит поговорить подробнее. Начнем же с самого крупного рынка.

США. В этой стране автомобиль – это больше чем просто средство передвижения. Это лицо владельца. Глядя на него можно узнать о сидящем за рулем человеке почти все.

Чтобы понять специфику американского рынка, нужно изучить местную дорожную сеть. Активное строительство городов здесь совпало по времени с бумом автомобилестроения. В результате все мегаполисы изначально создавались с учетом интересов владельцев четырехколесной техники.

Уже к середине 60-х годов степень автомобилизации населения США была в разы больше, чем в Европе. Многие американцы живут в маленьких городах, а работают в крупных, расстояние до которых порой составляет не один десяток километров. Но это не считается здесь проблемой, так как вся страна пронизана огромным количеством магистралей.

Что касается габаритов и объема двигателей американских машин, то о них ходят легенды. На заре автомобилестроения в США размеры транспортного средства и уж тем более его топливная экономичность не имели ровным счетом никакого значения. Бензин стоил копейки, а чем больше и вычурней был автомобиль – тем солиднее выглядел его обладатель.

Резюмируя все вышесказанное, мы как раз и получаем собирательный портрет идеальной машины для среднестатистического американца: большой и вместительный автомобиль с очень мягкой подвеской, обеспечивающей максимальный комфорт в долгих путешествиях всей семьей. Объем двигателя никак не может быть меньше 3,5 литра – таковы традиции. Интерьер, как правило, светло-серый или бежевый, особенно в южных штатах, где темная обивка очень быстро нагревается на солнце. Сиденья обязательно должны быть кожаными – их проще чистить – аккуратисты среди американских автовладельцев встречаются довольно редко. Необходимость наличия большого количества подстаканников и откидных столиков обусловлено широким распространением фастфуда и все той же любовью к длительным путешествиям.

К тому же в Штатах до сих пор сильно стереотипное иерархическое деление автопарка. Маленькие машинки, как правило, ассоциируются со студентами или начинающими водителями, которые могут сесть за руль еще в школе. Исходя из этой логики, Toyota Prius хороша для получения первого водительского опыта, а вот если вы продолжите ездить на ней и в 30 лет, вас могут не понять – заподозрят в финансовой несостоятельности. По этой же причине Prius часто становится предметом шуток и анекдотов.

Hummer или muscle-кары – это удел чернокожих рэперов, а Scion xB выбирают хиппи. Volvo все никак не может отделаться от имиджа daddy`s car («папиного автомобиля), т.е. машины для пенсионеров. Этот список можно продолжать долго.

Европа. Это прямая противоположность США. Исходя из все тех же исторических, географических и экономических причин, позволить себе большой и прожорливый автомобиль в Старом Свете может далеко не каждый. Да он здесь и не нужен. Где его парковать? Как ездить по узким улочкам, скажем, в центре Рима? Не стоит забывать и о суровом налоговом законодательстве, которое только усиливает склонность европейцев к прагматизму и доскональному планированию расходов. Вот и получается, что классический американский автомобиль не имеет шансов прижиться в Европе.

Прежде чем купить машину среднестатистический немец просчитает расходы на эксплуатацию до последнего дня ее жизненного цикла. Сколько тысяч литров топлива она съест, каков будет совокупный размер страховых взносов, сколько денег придется отдать государству в виде налогов? Среднестатистический немец едва ли купит 7 BMW (даже если теоретически может ее себе позволить), просто исходя из того, что она ему не нужна. Он скорее обратит свой взор на 5-ю или даже 3-ю серию, но в кузове универсал, поскольку практичность превыше всего. Двигатель? Естественно дизель, он ведь экономичнее. Коробка передач? Скорее всего – механика. Нет особого смысла переплачивать за автомат. Обшивка салона? Ткань – вполне разумный вариант.

Вот и колесят по дорогам Европы крохотные хетчбэки, компактвэны и букашки в стиле Smart, поскольку Старый Свет – это царство экономии и трезвого расчета. К тому же с каждым годом продавать европейцам новые автомобили становится все сложнее. Покупатели здесь все чаще отдают предпочтение подержанным машинам.