Иногда полезно читать не только детективы, желтую прессу и социальные сети, но и законы, и нормативные акты. Как бы скучны они ни были, вы найдете там для себя массу приятных сюрпризов. Полезнее всего почитывать на досуге Федеральный закон «О защите прав потребителей». В пункте 1 статьи 19 написано, что «потребитель имеет право предъявить к продавцу требования, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем». Согласитесь, звучит неплохо. Но это только цветочки, ягодки будут впереди.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что автомобиль – товар технически сложный. Об этом говорит и Постановление Правительства РФ № 924 от 10.11.2011. В перечне технически сложных товаров помимо легких самолетов и вертолетов (!), тракторов, компьютеров, телевизоров, холодильников, фотоаппаратов, видеокамер и прочей дорогой техники значатся и «автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования».
Если же брак обнаружился по истечении пятнадцати дней, вы вправе обменять машину на деньги или выбрать другую только в трех случаях: если недостаток признан существенным; если продавец взялся устранить брак, но не сделал этого в оговоренный срок; если машина находилась на гарантийном ремонте суммарно более 30 дней в году. |
Все в том же Федеральном законе «О защите прав потребителей» в статье 18 прописан и срок, в течение которого вы с легким сердцем вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные денежки, в случае если в технически сложном товаре обнаружится серьезный изъян. Кроме того, вы можете либо потребовать заменить его на товар той же марки, либо на аналогичный товар другой марки с соответствующим перерасчетом стоимости. Срок, отведенный на это законодательством, составляет пятнадцать дней с момента передачи потребителю такого товара. Здесь нужно иметь в виду одну юридическую тонкость: часто бывает, что момент передачи автомобиля покупателю и факт покупки машины оформляются разными датами.
Иными словами, если вам в течение пятнадцати дней посчастливится обнаружить любой заводской брак (например, не работает дворник или у машины не горит фара), у вас есть законные основания вернуть авто продавцу и получить все свои деньги обратно. Не забывайте и про возможность обменять дефектное авто на другое, причем не обязательно той же марки. Естественно, с пересмотром стоимости.
Если же брак обнаружился уже по истечении этого срока, вы все равно вправе рассчитывать на вышеописанные условия, но только в трех случаях.
Во-первых, когда недостаток признан существенным. Для справки: существенный недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Во-вторых, если продавец взялся устранить брак, но не сделал этого в оговоренный срок. Под оговоренным сроком понимается, что дата начала и дата окончания устранения дефектов обязательно должны быть указаны в письменном виде и не могут превышать 45 дней. Распространенный аргумент дилеров в такого рода спорах звучит так: «Запчасть заказана у производителя, мы ждем, пока она приедет в Россию». Знайте, подобные отговорки не являются основанием для увеличения этого срока. Так что требуйте у дилера письменного отказа.
В-третьих, если машина находилась на гарантийном ремонте суммарно более 30 дней в году. В этом случае вам помогут соответствующие письменные свидетельства – расписки о том, какие именно работы были проведены, какие запчасти использовались, сколько дней машина находилась на сервисе и т.д. Не забывайте писать заявления о подаче автомобиля на ремонт.
Знайте, при возврате денежных средств продавец не имеет законного права удерживать часть суммы в счет «амортизации», то есть снижать размер выплаты на величину уменьшения стоимости автомобиля в процессе эксплуатации. Даже если речь идет о потере товарного вида.
В случае возникновения необходимости проведения технической экспертизы продавец обязан ее оплатить, вы же имеете право на ней присутствовать. Не согласны с ее итогами? Придется оспаривать ее результаты в суде, но это уже совсем другая история…