Авто на гарантии

44e3461bcbcb489b55d6970e58c1b95a.jpgВы, скорее всего, знаете, как вернуть продавцу унитаз, в случае, если в течение гарантийного срока в нем обнаружился заводской брак. А как поступить в аналогичной ситуации с автомобилем, и вообще, существует ли для него понятие гарантийный срок?
 
Иногда полезно читать не только детективы, желтую прессу и социальные сети, но и законы, и нормативные акты. Как бы скучны они ни были, вы найдете там для себя массу приятных сюрпризов. Полезнее всего почитывать на досуге Федеральный закон «О защите прав потребителей». В пункте 1 статьи 19 написано, что «потребитель имеет право предъявить к продавцу требования, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем». Согласитесь, звучит неплохо. Но это только цветочки, ягодки будут впереди.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что автомобиль – товар технически сложный. Об этом говорит и Постановление Правительства РФ № 924 от 10.11.2011. В перечне технически сложных товаров помимо легких самолетов и вертолетов (!), тракторов, компьютеров, телевизоров, холодильников, фотоаппаратов, видеокамер и прочей дорогой техники значатся и «автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования».
Цитата
Если же брак обнаружился по истечении пятнадцати дней, вы вправе обменять машину на деньги или выбрать другую только в трех случаях: если недостаток признан существенным; если продавец взялся устранить брак, но не сделал этого в оговоренный срок; если машина находилась на гарантийном ремонте суммарно более 30 дней в году.

Все в том же Федеральном законе «О защите прав потребителей» в статье 18 прописан и срок, в течение которого вы с легким сердцем вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные денежки, в случае если в технически сложном товаре обнаружится серьезный изъян. Кроме того, вы можете либо потребовать заменить его на товар той же марки, либо на аналогичный товар другой марки с соответствующим перерасчетом стоимости. Срок, отведенный на это законодательством, составляет пятнадцать дней с момента передачи потребителю такого товара. Здесь нужно иметь в виду одну юридическую тонкость: часто бывает, что момент передачи автомобиля покупателю и факт покупки машины оформляются разными датами.

962cd3b10d91f0f2d2e4cd5fd286827f.jpgИными словами, если вам в течение пятнадцати дней посчастливится обнаружить любой заводской брак (например, не работает дворник или у машины не горит фара), у вас есть законные основания вернуть авто продавцу и получить все свои деньги обратно. Не забывайте и про возможность обменять дефектное авто на другое, причем не обязательно той же марки. Естественно, с пересмотром стоимости.
Если же брак обнаружился уже по истечении этого срока, вы все равно вправе рассчитывать на вышеописанные условия, но только в трех случаях.

Во-первых, когда недостаток признан существенным. Для справки: существенный недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Во-вторых, если продавец взялся устранить брак, но не сделал этого в оговоренный срок. Под оговоренным сроком понимается, что дата начала и дата окончания устранения дефектов обязательно должны быть указаны в письменном виде и не могут превышать 45 дней. Распространенный аргумент дилеров в такого рода спорах звучит так: «Запчасть заказана у производителя, мы ждем, пока она приедет в Россию». Знайте, подобные отговорки не являются основанием для увеличения этого срока. Так что требуйте у дилера письменного отказа.

В-третьих, если машина находилась на гарантийном ремонте суммарно более 30 дней в году. В этом случае вам помогут соответствующие письменные свидетельства – расписки о том, какие именно работы были проведены, какие запчасти использовались, сколько дней машина находилась на сервисе и т.д. Не забывайте писать заявления о подаче автомобиля на ремонт.

Знайте, при возврате денежных средств продавец не имеет законного права удерживать часть суммы в счет «амортизации», то есть снижать размер выплаты на величину уменьшения стоимости автомобиля в процессе эксплуатации. Даже если речь идет о потере товарного вида.
В случае возникновения необходимости проведения технической экспертизы продавец обязан ее оплатить, вы же имеете право на ней присутствовать. Не согласны с ее итогами? Придется оспаривать ее результаты в суде, но это уже совсем другая история…