Чего только не предпринимали власти для борьбы с пьянством за рулем. И наказания ужесточали, и рейды устраивали, и предельно допустимые нормы содержания алкоголя в крови вводили. Я уже не говорю об обилии социальной рекламы, но все без толку. Очевидно, что проблема кроется в самих водителях, которые не понимают, что, садясь за руль «под градусом», они подвергают не только себя, но и окружающих очень серьезной опасности.
Давайте вспомним, как обстояли дела с этим вопросом в советские времена. В крупных городах пьяных водителей практически не было. Многочисленные сотрудники ГАИ бдительно следили за тем, что происходило на дорогах. Для пойманных нарушителей последствия были плачевными – отбор прав и письмо на работу со всеми вытекающими. На селе количество водителей «под градусом» было прямо пропорционально числу инспекторов, работавших в данном конкретном районе, их мобильности и принципиальности. В некоторых деревнях управление машиной или трактором в нетрезвом виде было обычной практикой. Исходя из этого, делаем вывод: залог успешной борьбы с пьянством на дорогах кроется именно в сочетании жесткого контроля и человеческой сознательности.
Впрочем, строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения. Другими словами, никто еще не отменял попыток решить все возникающие проблемы «на месте». С ужесточением наказаний возросли лишь размеры «благодарностей».
Но оставим эту деликатную тему и поговорим о нас самих. Бравурные фразы из серии: «Я не пьянею», «Что мне будет от бокала вина?», «Я аккуратненько доеду», – отметаем сразу! Употребление 50 г водки снижает скорость реакции на десятые доли секунды. И так с каждой «дозой». Моторика конечностей ухудшается таким же образом. Все эти миллисекунды на дороге превращаются в сантиметры и метры, которых, как правило, и не хватает для того, чтобы избежать ДТП. Неужели ради экономии нескольких сотен рублей (услуги такси сегодня можно считать повсеместно доступными) стоит рисковать структурной целостностью своего автомобиля или тем более жизнью?
В Европе достаточно распространена услуга «трезвый водитель». А вообще здесь мало кому придет в голову ехать в ресторан на собственном автомобиле – для этого есть такси. В Америке без проблем можно вызвать наряд полицейских, которые отвезут нетрезвого водителя до дома на его же автомобиле, причем в сопровождении машины с мигалкой. В США исходят из того, что куда важнее не допустить пьяного человека до руля, чем поймать и оштрафовать его. Вместе с тем большая часть ответственности за обеспечение безопасности на дорогах лежит именно на водителях.
Так что, друзья, предлагаю перестать ругаться на строгие законы и высокие штрафы, на коррупцию в рядах сотрудников полиции и хорошенько задуматься над вопросом нашей с вами безопасности, причем не только в свете употребления алкоголя за рулем, но и соблюдения всех остальных правил дорожного движения. Дисциплина, взаимоуважение и ответственность – вот залог безопасности и порядка на дорогах!