Право на скутер

47424feaf8d00e51e6296927a351091f.jpgС каким же энтузиазмом была воспринята новость о решении формально зачислить водителей скутеров в ряды полноправных участников дорожного движения. Я неспроста использовал слово «формально», поскольку фактически они уже давно являются таковыми. Конечно, до уровня «скутеризации» Италии, Китая или Индии нам еще далеко, но тем не менее тенденция налицо – с каждым днем этой двухколесной техники на наших дорогах становится все больше. Проблема заключается не в растущей популярности данного вида транспорта как такового, а в людях, которые им управляют. Если в Европе скутер – это удобное средство передвижения по городу для людей любого возраста, статуса и дохода (от школьника до министра), то у нас такими ТС, как правило, пользуются или студенты, или деревенские жители, не имеющие возможности позволить себе купить автомобиль. Но что самое опасное – они особо популярны среди подростков. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не будем рассуждать, упадет ли после всех нововведений популярность скутеров, и насколько сложно будет сдать экзамен в ГИБДД, – это тема для отдельного обстоятельного разговора. Давайте взглянем на эту проблему с другой стороны.

Выезжая на дорогу общего пользования, водитель скутера автоматически становится полноценным участником движения, со всеми присущими ему правами и обязанностями. Однако чрезмерная доступность этой техники обесценивает данный факт в головах горе-водителей. Они прекрасно знают, что рисковать им практически нечем. Кроме своей жизни. Отберут права и отстранят от управления транспортным средством? Так ведь до последнего времени отбирать было нечего. Могли, конечно, изъять скутер, но на практике никто никогда этого не делал, поскольку затраты на его транспортировку и содержание на штрафстоянке порой обходятся дороже стоимости самого изъятого имущества. Безнаказанность, как известно, порождает произвол. Классика жанра. Именно поэтому в теплое время года мы ежедневно наблюдаем хаотичное движение двухколесной техники на улицах под управлением не всегда адекватных водителей.

Идем дальше. Раз человек, управляющий скутером, становится полноценным участником дорожного движения, то он должен нести в том числе и финансовую ответственность перед другими водителями. Представим вполне реальную ситуацию: в результате ДТП скутер повредил автомобиль или, не дай бог, сбил пешехода. Что делать? ОСАГО-то ведь у него нет. Сам водитель возместить ущерб вряд ли сможет. И что тогда? Теоретически, можно обратиться в Российский союз автостраховщиков. Но это долгий и сложный путь. Справедливости ради стоит сказать, что если пострадавшей стороной в ДТП будет признан водитель скутера, то без полиса ОСАГО получить какую-либо компенсацию ему также вряд ли удастся.

6cbbbf2ab134f7d6e9ee3e1e4a38a1ea.jpgЕстественно, среди большой армии скутеристов немало тех, кто уже имеет права другой категории и прекрасно знаком с ПДД. Чего нельзя сказать о 12-летних подростках, которые летом гоняют на скутерах по дворам и деревням, и вряд ли держали Правила дорожного движения в руках. О какой безопасности и ответственности можно говорить, когда речь заходит об этих детях?

Конечно, необходимость обучения в автошколе, получения прав и страховки неминуемо снизит привлекательность скутера, как удобного и прежде всего доступного транспорта. Но нельзя игнорировать и вопросы элементарной безопасности. Другое дело, что к решению проблемы можно было подойти и более тонко. Не запускать маховик бюрократической машины, а ввести курс ПДД и дорожной грамотности в школьную программу, разрешить сдачу экзаменов в ГИБДД экстерном, сделать обучение в автошколе более доступным. Все это могло бы иметь и позитивный побочный эффект в виде уменьшения вероятности «покупки» прав будущими автомобилистами.
Согласитесь, скорейшее наведение порядка в этой сфере в интересах всех и каждого. Пока же спасение утопающих остается делом рук самих утопающих. А с родителями, которые допускают к управлению скутерами неоперившихся подростков, лично я бы проводил принудительные воспитательные беседы с обязательной демонстрацией фото- и видеоматериалов с мест ДТП, в которых участвовали скутеры, как это делается, например, в Китае. Может, тогда будет толк.