«Инвалидки»
Помните крохотную смешную «лупоглазую» машинку в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы», в которую едва помещалась знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый? Это первая в СССР четырехместная «инвалидка» – мотоколяска СЗА, которая выпускалась на Серпуховском мотоциклетном заводе специально для советских инвалидов. В Советском Союзе об инвалидах заботились не на словах, а на деле: с пятидесятых годов государство безвозмездно выделяло им специальное средство передвижения. Причем после двух с половиной лет эксплуатации «инвалидке» полагался бесплатный ремонт, а еще через два с половиной года местный собес (отдел социального обеспечения) обязан был поменять старую машину на новую. Если люди покупали автомобиль другой марки, то им компенсировали стоимость положенной по закону «инвалидки». С 1997 года государство выделяло инвалидам всем известный малогабаритный автомобиль «Ока», который выдавался вплоть до 1 января 2005, когда роковой Закон № 122 эту льготу отменил. «Инвалидки» ушли в прошлое, а инвалиды остались.
Нам в это трудно поверить, но на Западе мобильность инвалидов практически ничем не ограничена. |
На что жить?
Как живется больному человеку на положенные ему по закону выплаты? Честно говоря, не очень. С 2005 года размер ежемесячного денежного пособия в зависимости от группы инвалидности составляет от 1619,27 до 2832,41 руб. Средний размер пенсии по инвалидности – 6024 рубля. Стоимость набора социальных услуг – 839,65 рубля в месяц. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение военнослужащим инвалидам и ветеранам войны – от 500 до 1000 руб. Всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже уровня прожиточного минимума, установленного в регионе, положена федеральная социальная доплата к пенсии. Таким образом, столичный инвалид второй группы в среднем получает плюс-минус 9000 рублей в месяц.
Социальное такси
В Москве специально для инвалидов работает «Социальное такси». Стоимость услуги – 210 руб. за час поездки на легковом автомобиле и 300 руб. за час на микроавтобусе (с подъемником) в пределах города. Если ехать за МКАД, тариф возрастает вдвое. Минимальное время для исполнения заказа – 30 минут. Как признаются сами инвалиды, основное неудобство такого такси заключается в том, что машину можно заказать только в строго определенное время – с 6 до 20 часов. При этом дозвониться в диспетчерскую службу не так-то просто, порой голос оператора можно услышать только через несколько часов. Номеров немного, а желающих масса.
Можно ли инвалидам учиться в автошколе?
Это зависит от того, пройдет кандидат шоферскую медкомиссию или нет. Если да, то он сможет поступить в любую автошколу и сдавать экзамены на общих основаниях. Кроме того, в России существуют специальные автошколы для инвалидов, где обучение ведется на автомобилях с ручными органами управления. Обычно такие учебные заведения создаются при общественных организациях инвалидов. Стоимость обучения в них обычно невысока, а то и вовсе отсутствует (благодаря субсидиям и компенсациям госорганов).
Авто для инвалида
Чтобы адаптировать обычный автомобиль под водителя-инвалида, требуется разрешение ГИБДД на его переоборудование, которое предъявляется в лицензированном автосервисе, специализирующемся на такого рода работах. В теории можно переделать абсолютно любую серийную машину. Но по опыту проще всего дела обстоят с продукцией отечественного автопрома. Для того чтобы на наш ВАЗ установить специальные рычаги, которые позволят водителю управлять машиной без использования педалей, обычно большого труда не требуется. А вот что касается иномарок, то чаще всего в их конструкцию требуется вносить существенные доработки, которые потом надо еще и согласовывать. Средняя стоимость установки на автомобиль органов ручного управления в Москве колеблется в диапазоне от 5000 до 20 000 рублей.
А как у них?
Нам в это трудно поверить, но на Западе мобильность инвалидов практически ничем не ограничена. В Германии они пользуются правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте и пригородных поездах (правда, только при поездках на расстояние не более 50 километров). В поездах дальнего следования для них предусмотрены скидки на билеты, а для сопровождающих и вовсе – бесплатный проезд. Это правило распространяется и на перемещения по воздуху самолетами компании Lufthansa. Само собой разумеется, что инвалиды могут бесплатно парковаться почти в любых зонах городской парковки.
В США жизнь инвалидов регулируется специальным законом Americans with disabilities act. Принцип государственной политики в отношении инвалидов можно рассмотреть на простом примере: если библиотека имеет два этажа, то специальный лифт для инвалидов-колясочников не обязателен. Однако если инвалид просит книгу, которая находится на втором этаже, библиотекарь должен ее принести. При этом все органы власти, государственные и частные предприятия, музеи, театры и стадионы обязаны иметь инфраструктуру для полноценного обслуживания инвалидов: пандусы, лифты, специальные крепления, инструкции, записанные шрифтом Брайля и т.д.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:
Андрей Чепелев, обозреватель сайта Бибика.Ру:
Российское государство к инвалидам немилосердно – это видно невооруженным глазом. Но это не повод для тех, кто живет полноценной здоровой жизнью, столь же наплевательски относиться к тем, кому повезло меньше. Речь о парковках для инвалидов. Разумеется, чисто «инвалидных мест» у гипермаркетов не соответствует реальному спросу на них. И все-таки есть десятки тысяч водителей с ограниченными возможностями, которые периодически приезжают-таки на своих машинах к таким вот гипермаркетам. Когда все места у входа заняты, им приходится действительно туго. Поэтому не ленитесь ставить свои автомобили подальше и не занимать места для тех, кому они необходимы. Прогулки на своих двоих – занятие полезное для здоровья. А пока идешь от машины до входа, заодно можешь подумать о том, как это здорово – иметь возможность гулять пешком. И поблагодарить Бога (или теорию вероятности) за то, что она у тебя есть.