Авто на гарантии

Большинство потребителей хорошо осведомлены о возможности вернуть продавцу какой-нибудь повседневный товар в случае обнаружения в нем дефекта во время гарантийного срока. А как быть с автомобилем, в котором обнаружена неисправность, и предусмотрен ли законом гарантийный срок на транспортное средство?

Действительно, тот факт, что потребитель имеет право предъявить к продавцу требования, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем, фиксирует пункт 1 статьи 19 Федерального Закона «О защите прав потребителей».
Нет сомнений, что автомобиль – товар не простой, а технически сложный, о чем нас уведомляет Постановление Правительства РФ N 924 от 10.11.2011. Среди легких самолетов, вертолетов, тракторов, компьютеров, телевизоров, холодильников, фотоаппаратов, видеокамер и прочей дорогой нам техники, вторым пунктом в перечне технически сложных товаров идут «автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования».  
Тот же Федеральный Закон «О защите прав потребителей» в статье 18 устанавливает сроки в отношении технически сложного товара, когда потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Кроме того, он вправе либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Срок составляет пятнадцать дней со дня передачи потребителю такого товара. Не стоит упускать из вида одну юридическую тонкость: часто бывает, что момент передачи автомобиля покупателю и момент покупки машины – это разные даты. 
Цитата
Если вы обнаружите неисправность в купленном авто в течение пятнадцати дней с момента его передачи в пользование, вы в праве либо обменять его обратно на те же деньги, либо выбрать такой же исправный, либо приобрести другую модель и марку с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Кроме того, Закон говорит, что по истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.


Если же брак обнаружился по истечении этого срока, вы в праве рассчитывать на те же условия только в трех случаях:
1. Когда недостаток признан существенным. Существенный недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

2. Если продавец взялся устранить брак, но не сделал это в оговоренный срок. Под оговоренным сроком имеется в виду, что дата начала и дата окончания устранения дефектов обязательно должны быть указаны в письменной форме и не превышать 45 дней. Учтите, что распространенный аргумент у дилеров типа «запчасть заказана у производителя, мы ждем, пока она приедет в Россию» не является основанием для увеличения этого срока. Так что требуйте у дилера письменного отказа. 

3. Машина находилась на гарантийном ремонте суммарно более 30 дней в год. В этом случае вам помогут соответствующие письменные свидетельства – расписки о том, какие именно работы были проведены, какие запчасти использовались, сколько дней машина находилась на сервисе и т. д. Не забывайте писать заявления о подаче автомобиля на ремонт.  

Между прочим, продавец не имеет законного права требовать от вас тех денег, на которые уменьшилась стоимость купленной вами машины в результате эксплуатации. Даже если речь идет о потере товарного вида авто.
В случае проведения технической экспертизы продавец обязан произвести ее за свой счет, а вы располагаете правом присутствовать при ее проведении. Не согласны с ее итогами? Придется оспаривать ее результаты в суде, но это уже другая история…


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:
6cd1797535363c48f63b63e3544026f6.jpgКирса Александр, руководитель проекта CarsGuru:

К сожалению, все, что красиво написано на бумаге, не всегда принимается к сведению ОД. Обычно к возврату принимают авто, если недостаток существенный, т.е. трудно исправимый или постоянно повторяющийся, но, как я сказал выше, ОД обычно всеми правдами и неправдами пытаются починить авто или выставить покупателя виноватым.
В течение 15 дней, конечно, сложно будет обвинить покупателя в нарушении гарантийной эксплуатации, но уже после этого, после первой тысячи километров, даже 10 км, которые вы проехали больше положенного, до первого ТО может быть причиной отказа в гарантии, причем это не выдумка, а факт, имевший место у одного ОД, причем премиальной марки.
В этом случае надо обращаться в представительство компании, назначать независимую экспертизу и быть готовым идти до конца через суды и т.д. К сожалению, к культуре честного обслуживания наши дилеры еще плохо приучены, и европейского или азиатского уважения к клиенту ждать приходится не всегда, особенно, если становится вопрос потери прибыли.
Помните, в первые 15 дней, согласно закону, вы можете вернуть авто в любом случае, даже если проблемы незначительные, в 90% случаев проблема заводская, и вы имеете право на замену авто или возмещение полной стоимости авто.


5a82ae631de77b93cda5a5635c282337.pngАндрей Чепелев, обозреватель сайта Бибика.Ру:

Перед тем как начинать «войну» с дилером, нужно морально подготовиться к тому, что в любом уважающем себя автосалоне есть хорошо натренированные менеджеры по работе с «проблемными» клиентами. Их задача – успокоить вас и ни в коем случае не допустить достижения ваших целей, то есть замены автомобиля, выполнения в полном объеме гарантийных работ или возврата уплаченных денег. Смело стойте на своем и по каждому поводу требуйте документального подтверждения. Приняли автомобиль в ремонт? Просите заказ-наряд с проставленной датой. Говорят, что в поломке двигателя виновато плохое топливо? Пусть пишут заключение с подписью и печатью. Все это, как ни печально, придется буквально «выбивать» из работников салона.