Зачем Минпромторг ввел новые правила утильсбора? Министр разъяснил

09.10.2025

Разразившиеся в последнее время жаркие дискуссии по поводу грядущего повышения утильсбора и его привязки к мощности автомобиля вынудили высказаться по этом вопросу министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова.




Он заявил, что эта мера необходима для ликвидации т.н. «серых» схем импорта транспортных средств. Дескать, посредством операций под видом ввоза на физлица (для которых установлен льготный тариф) в страну ввозятся машины для перепродажи в коммерческих интересах.

По информации Алиханова, в период с января по сентябрь этого года более 73% автомобилей было ввезено как раз таки физлицами. Дошло до того, что на них привозят автомобили в том числе официальные дилеры, «искажая картину авторынка».

Чиновник добавил: ситуация требует урегулирования, поскольку китайские компании, запустившие собственные сборочные производства на территории нашей страны, могут прекратить свои инвестиции. В результате в зону риска могут попасть локальная автосборка и смежные отрасли промышленности – предприятиям грозит закрытие, а их сотрудникам увольнение.

Алиханов добавил, что утильсбор в 2025-м, как доходный источник, сильно сократился – по нему недособрали 2/3 бюджета министерства. При этом, добавил министр, государство не планирует взимать увеличенный утильсбор с ТС мощностью менее 160 л.с., на долю которых приходится более 80% автомобилей в России.

Вопрос с утилем не праздный. Согласно прогнозам автодилеров, стоимость отдельных автомобилей может подскочить до 2 млн рублей, притом, что в правительстве не верят в резкий скачок цен. Автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков полагает, что данный сбор вообще не имеет отношения к утилизации. Это, мол, нецелевые деньги, которые прямиком идут в бюджет. «Интерес правительства здесь понятен, - заметил Лысаков. - Нужно пополнить доходную часть бюджета».

Та же позиция у экономиста Максим Довгялло: деньги собирают, но никто не отчитывается, куда они идут. То есть непонятно, целевым ли образом израсходованы средства от утильсбора: «Возникает вопрос, а зачем увеличивается размер утилизационного сбора? Когда его вводили, нам объясняли, что, дескать, нужно учитывать вопросы экологии. Но это не работает - компании утилизируют всё за свой счёт. Совершенно очевидно, что рынок получит эффект раскручивания инфляционной спирали».

К списку новостей
array(16) {
  ["ID"]=>
  string(7) "1664519"
  ["CODE"]=>
  string(65) "zachem-minpromtorg-vvel-novye-pravila-utilsbora-ministr-razyasnil"
  ["DATE"]=>
  string(19) "09.10.2025 14:49:23"
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "09.10.2025 14:49:23"
  ["DATE_ACTIVE_TO"]=>
  NULL
  ["NAME"]=>
  string(124) "Зачем Минпромторг ввел новые правила утильсбора? Министр разъяснил"
  ["PREVIEW_TEXT"]=>
  string(416) "Разразившиеся в последнее время жаркие дискуссии по поводу грядущего повышения утильсбора и его привязки к мощности автомобиля вынудили высказаться по этом вопросу министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова.
" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(29) "/upload/iblock/674/354678.JPG" ["DETAIL_TEXT"]=> string(4613) "

Разразившиеся в последнее время жаркие дискуссии по поводу грядущего повышения утильсбора и его привязки к мощности автомобиля вынудили высказаться по этом вопросу министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова.




Он заявил, что эта мера необходима для ликвидации т.н. «серых» схем импорта транспортных средств. Дескать, посредством операций под видом ввоза на физлица (для которых установлен льготный тариф) в страну ввозятся машины для перепродажи в коммерческих интересах.

По информации Алиханова, в период с января по сентябрь этого года более 73% автомобилей было ввезено как раз таки физлицами. Дошло до того, что на них привозят автомобили в том числе официальные дилеры, «искажая картину авторынка».

Чиновник добавил: ситуация требует урегулирования, поскольку китайские компании, запустившие собственные сборочные производства на территории нашей страны, могут прекратить свои инвестиции. В результате в зону риска могут попасть локальная автосборка и смежные отрасли промышленности – предприятиям грозит закрытие, а их сотрудникам увольнение.

Алиханов добавил, что утильсбор в 2025-м, как доходный источник, сильно сократился – по нему недособрали 2/3 бюджета министерства. При этом, добавил министр, государство не планирует взимать увеличенный утильсбор с ТС мощностью менее 160 л.с., на долю которых приходится более 80% автомобилей в России.

Вопрос с утилем не праздный. Согласно прогнозам автодилеров, стоимость отдельных автомобилей может подскочить до 2 млн рублей, притом, что в правительстве не верят в резкий скачок цен. Автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков полагает, что данный сбор вообще не имеет отношения к утилизации. Это, мол, нецелевые деньги, которые прямиком идут в бюджет. «Интерес правительства здесь понятен, - заметил Лысаков. - Нужно пополнить доходную часть бюджета».

Та же позиция у экономиста Максим Довгялло: деньги собирают, но никто не отчитывается, куда они идут. То есть непонятно, целевым ли образом израсходованы средства от утильсбора: «Возникает вопрос, а зачем увеличивается размер утилизационного сбора? Когда его вводили, нам объясняли, что, дескать, нужно учитывать вопросы экологии. Но это не работает - компании утилизируют всё за свой счёт. Совершенно очевидно, что рынок получит эффект раскручивания инфляционной спирали».

" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "09.10.2025 14:55:58" ["ICON"]=> NULL ["ICO"]=> NULL ["ICO_TEXT"]=> bool(false) ["BLOG"]=> string(5) "11973" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["URL"]=> string(76) "/autonews/zachem-minpromtorg-vvel-novye-pravila-utilsbora-ministr-razyasnil/" }

Комментарии


?>