Пар из-под капота. Как не «закипеть» в жару?

15.08.2022

На улице все еще стоит по-настоящему летняя жара, а потому шанс «закипеть», иначе говоря – получить перегрев двигателя, все еще выше, чем в более холодные сезоны. «Автомобиль года в России» рассказывает, что делать, если из-под капота повалил густой пар, и как избежать последствий такого инцидента на дороге.

Ситуацию, когда температура охлаждающей жидкости превышает точку кипения, может спровоцировать целый ряд факторов. Главная причина – неисправности системы охлаждения. В подавляющем большинстве случаев мотор закипает из-за утечки охлаждающей жидкости, что происходит, как правило, из-за трещин, порывов или перегибов в патрубках и местах их соединений. Чаще всего такой сценарий реализуется на автомобилях с большим пробегом, в которых патрубки со временем теряют эластичность, твердеют или рвутся.

Еще хуже, если охлаждающая жидкость попадает в блок цилиндров. В этом случае ее уровень в расширительном бачке падает, а видимых порывов патрубков водитель под капотом не обнаруживает. Тут все гораздо серьезнее. Если антифриз попадает в блок цилиндров, вероятно, на последнем имеется трещина, которую нужно вовремя диагностировать, иначе это приведет к еще большим проблемам вплоть до капитального ремонта двигателя. При таком раскладе следует отказаться от поездки, вызвать эвакуатор и следовать в автосервис.

Нередко перегрев силового агрегата провоцируют также проблемы с вентилятором системы охлаждения. Будь то механическая поломка элементов вентилятора или его электрической части, отвечающей за запуск, результат един – из-за роста температуры антифриза двигатель закипает. Типичной неисправностью, кстати, является выход из строя датчика, подающего сигнал на включение вентилятора.

Также закипание может провоцировать заклинивший термостат – специальный клапан в системе охлаждения, который обеспечивает перенаправления потока охлаждающей жидкости с так называемого малого круга при начальном разогреве двигателя до рабочей температуры на большой – через радиатор. Если термостат работает некорректно, антифриз циркулирует лишь по малому кругу, и мотор перегревается.

Радиатор охлаждения мотора тоже нельзя оставлять без внимания. Как известно, со временем между сотами радиатора набиваются листва, насекомые, смола и пух, которые препятствуют нормальному теплообмену. Из-за этого температура антифриза может повышаться, что с течением времени приведет к тому, что силовой агрегат опять-таки «закипит». Кстати, чтобы минимизировать такие риски, следует периодически промывать систему охлаждения, использовать только качественные охлаждающие жидкости и регулярно продувать радиатор сжатым воздухом.

Достаточно часто перегрев мотора вызывает также неработающая помпа, иначе говоря – водяной насос в системе охлаждения. Он отвечает за циркуляцию антифриза, и когда, например, сломана крыльчатка и помпа перестает работать, происходит стремительный нагрев двигателя. Определить неисправность помпы можно по утечке охлаждающей жидкости или по неравномерному нагреву, например, когда радиатор холодный, а двигатель горячий.

Наконец, причинами перегрева могут быть также воздушные пробки в системе охлаждения, неправильно выставленное зажигание, срыв приводного ремня, низкий уровень антифриза, низкое качество топлива и неисправность свечей зажигания.

В то же время нужно понимать, что кратковременный перегрев двигателя – это еще не беда. Если индикатор температуры двигателя не ушел далеко в красную зону, а из-под капота не вырывается характерный густой белый пар, следует действовать по четкому алгоритму.

Существует мнение, что первое, что следует сделать, это заглушить двигатель, поднять капот и открутить пробку радиатора или расширительного бачка. На самом деле действовать таким образом нельзя по нескольким причинам. Прежде всего, так можно обварить себе руки и лицо, поскольку горячий антифриз обязательно захлещет фонтаном из-под открученной пробки. Гораздо разумнее съехать на обочину и, не заглушая двигатель, на холостом ходу включить печку отопления салона на полную мощность. Далее следим за температурой. Дополнительный контур охлаждения позволит остыть антифризу и самому мотору.

Можно поступить даже более радикально и не менее грамотно – съехать на обочину и заглушить двигатель, но оставить при этом зажигание включенным. После этого запускаем на полную мощность отопитель салона, чтобы от двигателя быстрее отводились излишки тепла. Для летнего времени для охлаждения закипевшего мотора иногда вполне хватает остановки с открытым капотом на 40–50 минут.

Наконец, следует учесть, что в особенности летом доливать охлаждающую жидкость можно только спустя час после остановки двигателя. В противном случае перепад температур может привести к образованию трещин в блоке или головке. В любом случае, лучшим решением в данном случае будет эвакуатор и транспортировка в сервис.

К списку новостей
array(16) {
  ["ID"]=>
  string(7) "1631270"
  ["CODE"]=>
  string(41) "par-iz-pod-kapota-kak-ne-zakipet-v-zharu-"
  ["DATE"]=>
  string(19) "15.08.2022 13:22:48"
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "15.08.2022 13:22:48"
  ["DATE_ACTIVE_TO"]=>
  NULL
  ["NAME"]=>
  string(79) "Пар из-под капота. Как не «закипеть» в жару? "
  ["PREVIEW_TEXT"]=>
  string(561) "На улице все еще стоит по-настоящему летняя жара, а потому шанс «закипеть», иначе говоря – получить перегрев двигателя, все еще выше, чем в более холодные сезоны. «Автомобиль года в России» рассказывает, что делать, если из-под капота повалил густой пар, и как избежать последствий такого инцидента на дороге"
  ["PREVIEW_PICTURE"]=>
  string(55) "/upload/iblock/60a/60a94ed216fbc89c9f8711066f920df0.jpg"
  ["DETAIL_TEXT"]=>
  string(9950) "

На улице все еще стоит по-настоящему летняя жара, а потому шанс «закипеть», иначе говоря – получить перегрев двигателя, все еще выше, чем в более холодные сезоны. «Автомобиль года в России» рассказывает, что делать, если из-под капота повалил густой пар, и как избежать последствий такого инцидента на дороге.

Ситуацию, когда температура охлаждающей жидкости превышает точку кипения, может спровоцировать целый ряд факторов. Главная причина – неисправности системы охлаждения. В подавляющем большинстве случаев мотор закипает из-за утечки охлаждающей жидкости, что происходит, как правило, из-за трещин, порывов или перегибов в патрубках и местах их соединений. Чаще всего такой сценарий реализуется на автомобилях с большим пробегом, в которых патрубки со временем теряют эластичность, твердеют или рвутся.

Еще хуже, если охлаждающая жидкость попадает в блок цилиндров. В этом случае ее уровень в расширительном бачке падает, а видимых порывов патрубков водитель под капотом не обнаруживает. Тут все гораздо серьезнее. Если антифриз попадает в блок цилиндров, вероятно, на последнем имеется трещина, которую нужно вовремя диагностировать, иначе это приведет к еще большим проблемам вплоть до капитального ремонта двигателя. При таком раскладе следует отказаться от поездки, вызвать эвакуатор и следовать в автосервис.

Нередко перегрев силового агрегата провоцируют также проблемы с вентилятором системы охлаждения. Будь то механическая поломка элементов вентилятора или его электрической части, отвечающей за запуск, результат един – из-за роста температуры антифриза двигатель закипает. Типичной неисправностью, кстати, является выход из строя датчика, подающего сигнал на включение вентилятора.

Также закипание может провоцировать заклинивший термостат – специальный клапан в системе охлаждения, который обеспечивает перенаправления потока охлаждающей жидкости с так называемого малого круга при начальном разогреве двигателя до рабочей температуры на большой – через радиатор. Если термостат работает некорректно, антифриз циркулирует лишь по малому кругу, и мотор перегревается.

Радиатор охлаждения мотора тоже нельзя оставлять без внимания. Как известно, со временем между сотами радиатора набиваются листва, насекомые, смола и пух, которые препятствуют нормальному теплообмену. Из-за этого температура антифриза может повышаться, что с течением времени приведет к тому, что силовой агрегат опять-таки «закипит». Кстати, чтобы минимизировать такие риски, следует периодически промывать систему охлаждения, использовать только качественные охлаждающие жидкости и регулярно продувать радиатор сжатым воздухом.

Достаточно часто перегрев мотора вызывает также неработающая помпа, иначе говоря – водяной насос в системе охлаждения. Он отвечает за циркуляцию антифриза, и когда, например, сломана крыльчатка и помпа перестает работать, происходит стремительный нагрев двигателя. Определить неисправность помпы можно по утечке охлаждающей жидкости или по неравномерному нагреву, например, когда радиатор холодный, а двигатель горячий.

Наконец, причинами перегрева могут быть также воздушные пробки в системе охлаждения, неправильно выставленное зажигание, срыв приводного ремня, низкий уровень антифриза, низкое качество топлива и неисправность свечей зажигания.

В то же время нужно понимать, что кратковременный перегрев двигателя – это еще не беда. Если индикатор температуры двигателя не ушел далеко в красную зону, а из-под капота не вырывается характерный густой белый пар, следует действовать по четкому алгоритму.

Существует мнение, что первое, что следует сделать, это заглушить двигатель, поднять капот и открутить пробку радиатора или расширительного бачка. На самом деле действовать таким образом нельзя по нескольким причинам. Прежде всего, так можно обварить себе руки и лицо, поскольку горячий антифриз обязательно захлещет фонтаном из-под открученной пробки. Гораздо разумнее съехать на обочину и, не заглушая двигатель, на холостом ходу включить печку отопления салона на полную мощность. Далее следим за температурой. Дополнительный контур охлаждения позволит остыть антифризу и самому мотору.

Можно поступить даже более радикально и не менее грамотно – съехать на обочину и заглушить двигатель, но оставить при этом зажигание включенным. После этого запускаем на полную мощность отопитель салона, чтобы от двигателя быстрее отводились излишки тепла. Для летнего времени для охлаждения закипевшего мотора иногда вполне хватает остановки с открытым капотом на 40–50 минут.

Наконец, следует учесть, что в особенности летом доливать охлаждающую жидкость можно только спустя час после остановки двигателя. В противном случае перепад температур может привести к образованию трещин в блоке или головке. В любом случае, лучшим решением в данном случае будет эвакуатор и транспортировка в сервис.

" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "15.08.2022 13:36:01" ["ICON"]=> NULL ["ICO"]=> NULL ["ICO_TEXT"]=> bool(false) ["BLOG"]=> string(4) "7954" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["URL"]=> string(52) "/autonews/par-iz-pod-kapota-kak-ne-zakipet-v-zharu-/" }

Комментарии