В 2024 году сфера автомобильного бизнеса показала не только стремительный рост, но и отметилась важными событиями, определившими ключевые тренды развития российского рынка. «Автомобиль года в России» собрал для вас самое значимое.

Локализация производств
В 2024 году существенный рост показала локализация как отечественных автомобильных производств, так и китайских брендов. Калининградский завод «Автотор» в начале уходящего года объявил о создании собственного бренда «Амберавто», ориентированного на электромобили. Первенец марки, седан Амберавто А5, построен на базе JMEV GSE – совместной разработки JMC и Renault. В ноябре компания объявила о выводе на рынок топового исполнения этого электроседана.
Компания Haval на своем тульском предприятии углубляет локализацию производящихся там моделей Jolion, F7, Dargo и H3. В частности, младшая модель Jolion в минувшие месяцы получила российские стекла и многие элементы салона. Благодаря увеличению количества российских комплектующих автомобиль был включен в перечень моделей, доступных по программе льготного автокредитования.
Активно интегрируется в российскую производственную среду и Jetour. Компания официально пришла в Россию летом прошлого года, но уже осенью руководство компании сообщило о планах по производству Dashing на калининградском «Автоторе». Первые машины сошли с конвейера в апреле 2024 года, что позволило предложить конкурентоспособные цены. Предусмотрено поэтапное наращивание уровня локализации производства автомобилей.
Также на «Автоторе» налажен выпуск автомобилей Kaiyi, одного из суббрендов империи Chery. К пионеру производства, седану E5, сегодня присоединились компактный кроссовер X3 и его более мощная версия X3 Pro, а также флагман марки – X7 Kunlun. Разработаны планы по локализации каждой модели бренда.
Некоторые китайские модели настолько обрусели, что выпускаются в России по лицензии, как машины новых отечественных брендов. В этом списке выделяется, прежде всего, столичное предприятие «Москвич». В ноябре 2022 года здесь началось крупносерийное производство первенца нового модельного ряда – компактного кроссовера «Москвич 3» и его электрической версии «Москвич 3е». В сентябре 2023 года по технологии крупноузловой сборки начался выпуск лифтбэка малого среднего класса «Москвич 6». В мае 2024 года стартовала уже мелкоузловая сборка автомобилей «Москвич 3» и «Москвич 3е», включающая сварку и окраску кузовов. В ближайшее время на предприятии планируют начать производство флагманского семейного кроссовера «Москвич 8».
Повышение утильсбора
С 1 октября 2024 года в России начала действовать долгосрочная система индексации утилизационного сбора. Первоначальное увеличение стало очень существенным, составив 70–85%, ежегодная последующая индексация будет происходить на 10–20% вплоть до 2030 года. Это предсказуемо привело к изменению ценников на новые автомобили, а затем и на подержанные.
По оценкам некоторых дилеров, к 2030 году стоимость новых машин будет в два раза выше, чем сегодня. Повышение ставок утильсбора затронет не только автомобили иностранного производства, но и те, что выпускают в России. Однако ставки для последних будут в несколько раз ниже. Дело в том, что сумма сбора возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители. С 1 января 2025 года размер утильсбора в России снова увеличится на 10–20%.
Премия «Автомобиль года в России»
В России растет популярность и значимость автомобильных исследований и премий, причем набирают силу как экспертные конкурсы, так и в буквальном смысле – народные. Например, «Автомобиль года в России» – это национальная премия, где лучшие автомобили выбирают обычные люди – все жители России старше 18 лет. 20 ноября 2024 года были объявлены победители уже 24-й ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России». Причем в этом году, как и в прошлом сезоне, автолюбители со всей страны могли отдать свой голос не только за модели, официально представленные на рынке, но и за автомобили, поставляющиеся по схемам параллельного импорта, который в современных реалиях стремительно меняет статус – появляются крупные эксклюзивные импортеры, которые предоставляют полноценную гарантию, фирменный сервис и обеспечение запчастями. Одновременно участники голосования определили компании, активно развивающие бизнес в нашей стране. Так, самым динамично развивающимся брендом был признан Chery. Любимым брендом в массовом сегменте голосующие назвали LADA, любимым брендом в премиальном сегменте – Exeed, лучшим локализованным брендом был назван Haval, открытием года – Solaris, прорывом года – GAC. Добавим, что голосование «Рейтинги Авто Года» ежегодно проводится на сайте autogoda.ru. В каждом сегменте респондентам предлагается выбрать три модели, которые, по их мнению, максимально соответствуют заданной теме, а также указать самые значимые параметры выбранного автомобиля из предложенного списка. Голосование призвано выяснить предпочтения российских автомобилистов в различных тематических сегментах.
Выход автомобилей на маркетплейсы
Знаковое событие уходящего года – еще более активный выход автомобилей на маркетплейсы. Так, в минувшем марте автомобили бренда Haval, а затем и премиальных брендов Hongqi и Zeekr появились на площадке «Сбера» – в «Мегамаркете».
Ранее, еще в 2023 году, такие товары стал предлагать Ozon. Первое время на маркетплейсе были представлены автомобили от «Деливери кар», онлайн-дилера бренда Chery. К настоящему моменту портфель брендов на площадке серьезно расширен.
Буквально несколько дней назад компания Chery запустила продажи автомобилей на онлайн-площадке «Яндекс.Маркет».
Wildberries в этом году также начал продажи японских и европейских иномарок. Например, через этот маркетплейс можно купить такие модели, как Mercedes-Benz GLE, GLS и S-Class, Land Rover Range Rover, BMW X3, X5 и X7, Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado и Lexus RX.
Все упомянутые сервисы работают в партнерстве с дилерами, которые и доставляют покупки клиентам. Новому владельцу остается только поставить транспортное средство на учет. Ожидается дальнейшее развитие этого тренда, включая интеграцию современных технологий, внимание к экологии и предложение дополнительных услуг для постпродажного обслуживания.
Появление новых автомобильных брендов
Несмотря на рост цен на автомобили из-за повышения утильсбора, ограничения параллельного импорта и подорожание автокредитов на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ, на рынок в 2024 году пришли следующие автомобильные бренды.
Solaris
В феврале 2024 года Компания «АГР», владеющая бывшим заводом Hyundai Motor Group в Санкт-Петербурге, официально сообщила о выходе на российский рынок нового бренда Solaris. Под ним сегодня выпускают знакомые россиянами модели Hyundai и Kia, ушедшие с рынка. А именно, это седан Solaris HS – копия Hyundai Solaris, кроссовер Solaris HC – Hyundai Creta с новым шильдиком. Седан Solaris KRS – близнец Kia Rio. Приподнятый хетчбэк Solaris KRS – двойник Kia Rio X.
Livan
Молодой бренд Livan в 2024 году представил в России три новинки: компактный SUV Livan X3 Pro, более крупный кроссовер Livan X6 Pro и седан S6 Pro. В 2025 году компания обновит уже продающиеся в России модели, а также выведет на наш рынок новую модель.
Oting
В конце февраля фирма Sinomach Automobile, представляющая в России интересы бренда Oting, представила в РФ рамный внедорожник Oting «Паладин». Эта новинка построена на базе Nissan Terra с 2-литровым мотором Mitsubishi и 8-ступенчатым «автоматом» ZF. Еще один внедорожник в модельном ряду Oting в России носит название Palasso, он поступит в продажу в 2025 году.
Belgee
Белорусская марка Belgee, производящая автомобили на заводе под Минском, вышла на российский рынок с моделью Belgee X50 (лицензионная версия дорестайлингового Geely Coolray) еще в сентябре 2023 года. А в июне 2024 года у нас начали продавать Belgee X70 – аналог Geely Atlas Pro. В конце ноября в Беларуси состоялась презентация седана Belgee S50, который стал лицензионной копией Geely Emgrand. Третья модель бренда точно появится в России. С большой степенью вероятности, это произойдет уже в 2025 году.
Soueast
Китайский бренд Soueast дебютировал в РФ в ноябре с двумя моделями: Soueast S07 – городским кроссовером с 1,6-литровым мотором на 190 л. с., и флагманским SUV Soueast S09. Гарантия на обе модели составляет пять лет или 150 тыс. км пробега.
Jetta
Автомобили марки Jetta начали поступать на российский рынок по схеме параллельного импорта еще в 2022 году, но официально бренд пришел в Россию осенью 2024 года. В модельный ряд вошли седан VA3 – копия китайской версии Volkswagen Jetta VI, а также кроссоверы VS5 и VS7.
Wey
Первым автомобилем Wey (дочерний премиальный бренд компании Great Wall Motor), поступившим в продажу в России еще в феврале 2024 года, стал кроссовер Wey 05. А в ноябре компанию «пятерке» составила модель Wey 07. Начался также прием заказов на гибридный минивэн Wey 80.
Exlantix
Летом 2024 года китайская марка Exlantix (дочерний бренд Chery) анонсировала продажи в РФ электрического седана ES. Такой автомобиль, оснащенный пневмоподвеской и полным приводом, проезжает без подзарядки до 650 км. Прямым конкурентом в России станет седан Zeekr 007. Продажи этой новинки стартуют в самое ближайшее время. Позже, в 2025 году, на наш рынок выйдет кроссовер ET, который предложат не только с электрическими, но с и plug-in гибридной силовой установкой.
Xcite
На бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, находящемся сегодня под управлением АВТОВАЗа, в этом году стартовало производство автомобилей под брендом Xcite. На рынок вышли две модели: X-Cross 7 – аналог Chery Tiggo 7 Pro с 1,5-литровым турбомотором на 147 л. с., и X-Cross 8 – семиместный кроссовер с 1,6-литровым турбомотором на 150 л. с., внешне очень похожий на кроссовер Chery Tiggo 8.
VGV
В мае 2024 года состоялась российская премьера бренда VGV (входит в концерн CNHTC, известный грузовиками Sinotruk). Продажи стартовали осенью. Российским покупателям доступны две модели: VGV U70 – пяти- и семиместный кроссовер с 1,5-литровым турбомотором, и VGV U75 Plus – семиместный кроссовер с 2-литровым двигателем на 199 л. с.
Knewstar
В сентябре в РФ дебютировал китайский бренд Knewstar с моделью 001, которая представляет собой перелицованный Geely Tugella с 2-литровым мотором на 200 или 238 л. с. В ближайшее время ожидается выход компактного кроссовера Knewstar 002, аналогичного новому Geely Atlas.
M-Hero
Еще в ноябре 2023 года компания «Моторинвест», продающая в России автомобили марок Dongfeng и Voyah, объявила о появлении еще одного суббренда в портфеле. Речь о внедорожнике M-Hero, который за глаза называют «китайским Хаммером». Модель M-Hero вышла на российский рынок в феврале 2024 года.
«Амберавто»
В минувшем феврале калининградский завод «Автотор» начал выпуск электромобилей под собственным брендом «Амберавто». Сегодня в линейке бренда представлен электрический седан «Амберавто А5». В дальнейшем компания планирует выпускать под брендом «Амберавто» 2- и 4-местные компактные электромобили на базе собственных разработок.
KGM
Продажи первенца KGM (бывший SsangYong), кроссовера Korando, актуального поколения с двигателем, развивающим 163 л. с., и 6-диапазонным «автоматом» Aisin, начнутся уже в первом квартале 2025 года. На официальном русскоязычном сайте бренда упоминаются еще три кроссовера помимо Korando – Tivoli, Torres и Rexton.
Rox
Rox 01 – большой plug-in гибридный внедорожник молодой китайской компании Rox Motor, метит в нишу, занятую Li Auto. В его активе – официальные поставки от головной компании, дизайн от Pininfarina, салон на 6 или 7 мест и гибридный привод, выдающий совокупно 476 л. с. Продажами, намеченными на начало 2025 года, займется официальный дистрибьютор Rox Motor, компания Sinomach Auto.
Lynk & Co
Автомобили Lynk & Co планирует начать продавать в РФ в 2025 году один из крупных автодилеров в Москве. Он обещает полноценную гарантию – 5 лет или 100 тыс. км пробега. Продажи начнутся с гибридного полноприводного внедорожника 08 и электрического седана Z10 с установкой на 421 л. с.
Avatr
В начале 2025 года в России официально появится также новая марка Avatr, а первенцем станет премиальный кроссовер Avatr 11. В КНР два двигателя топового полноприводного варианта кроссовера развивают совокупно 547 л. с. В России продажами новинки займется местное подразделение Changan, при этом для Avatr заявлена собственная дилерская сеть.
Новинки в сегменте легких коммерческих грузовиков
Avior
В сегменте легкого коммерческого транспорта важен дебют на недавней выставке Comtrans 2024 белорусского бренда Avior. Продажи соразмерных «Газели NN» фургонов Avior V90 и G10 планируется начать в России в 2025 году. Обе новинки являются переработкой знакомого нашим покупателям LCV марки Maxus.
«Промтех»
Компания «Промтех», известная доработкой серийных моделей под различные сферы применения, планирует в 2025 году вывести на российский рынок пикап Kapitan. На автополигоне НАМИ уже состоялись премьеры Kapitan в виде двухместного бортового грузовика и пятиместного пикапа с двухрядной кабиной. В основе новинки лежит китайское шасси Huanghai N2, которое ведет родословную от Toyota Land Cruiser прошлых поколений. Под капотом – турбодизель Isuzu объемом 2,5 л и мощностью 129 л. с., агрегатированный с 6-ступенчатой МКП.
«Амбертрак»
Торговая марка «Амбертрак» была зарегистрирована в январе 2024 года. Под брендом Ambertruck в Калининграде собирают четыре модели грузовиков JMC. В сегменте легких коммерческих грузовиков в портфеле компании представлена модель Work. Этот пикап китайского происхождения, известный на рынке КНР как JMC Yuhu. Модель калининградской сборки оснащена 2,5-литровым турбодизелем мощностью 128 л. с. и 5-ступенчатой «механикой».
Усиление российских стартапов
11 мая 2024 года стартап АО «КАМА» представил прототип электромобиля собственной разработки «Атом». Над обликом этой электрической новинки совместно с «Атомом» трудилось итальянское дизайн-бюро Torino Design. Заднеприводный электромобиль имеет форм-фактор 5-дверного кросс-хетчбэка. С базовым мотором на 204 л. с. он разгоняется до 100 км/ч всего за 7 с, литийионный тяговый аккумулятор «Рэнера» емкостью 77 кВт‧ч обеспечивает запас хода 500 км. Анонсирована также и полноприводная версия, где более мощному мотору будет ассистировать 82-сильный электродвигатель, установленный на передней оси. Руководство АО «Кама» наладит производство целого семейства электромобилей «Атом» на заводе «Москвич». Столичное предприятие выступит контрактным производителем, то есть станет получать комиссионные за каждый собранный экземпляр «Атома». Массовые продажи модели начнутся ближе к лету 2025 года. На сегодняшний день уже оформлены предзаказы на 100 тысяч машин.
Работа над единой модульной платформой российских автомобилей
В правительстве и Госдуме между тем активно обсуждают бюджет единой модульной платформы российских автомобилей. Такая универсальная «тележка» может повысить степень локализации производимых машин, равно как заметно уменьшить себестоимость местных автокомпонентов. Директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Тигран Парсаданян заявил, что на разработку универсальной платформы будет выделено 160 млрд рублей на пять лет. Помимо НАМИ, к общему делу собираются подключить и крупных автопроизводителей: АВТОВАЗ, ГАЗ и КамАЗ. Росатом же уже разрабатывает отечественную платформу для электромобилей в рамках проекта. Она будет включать в себя унифицированные электромоторы, ходовую часть и системы управления.
Тенденция развития внутреннего туризма
Внутренний туризм в 2024 году продемонстрировал заметный рост. На сегодня в России представлены более 50 популярных туристических маршрутов для автопутешественников в 47 регионах России. В профильных путеводителях туристам предлагается изучить центр России, север и юг страны, а также Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Маршруты проложены по Алтаю, Камчатке, Карелии, Архангельску, Пскову, Великому Новгороду, Золотому кольцу, из Москвы в Санкт-Петербург, в Ростов-на-Дону и Крым. Опросы подтверждают интерес россиян к этим направлениям. На предложенных правительством маршрутах планируется строительство дополнительных стоянок, кафе и гостиниц, а также улучшение качества сотовой связи и дорожного покрытия, говорится в сообщении Министерства экономического развития РФ.
В связи с этим эксперты прогнозируют в 2025 году:
- рост популярности путешествий на автомобиле;
- рост рынка автодомов;
- развитие дорожной и придорожной инфраструктуры;
- расширение информационного сопровождения по маршрутам и, в частности, развитие соответствующих цифровых сервисов.
Развитие «зеленого» транспорта
Сегмент автомобилей, в которых нет двигателя внутреннего сгорания или он используется для подзарядки тяговой батареи, растет в России очень стремительно. В 2024 году объем предложения автомобилей с гибридной силовой установкой увеличился более чем в два раза. В настоящий момент наибольшая доля российского рынка принадлежит бензиновым машинам – 93,6%. Подключаемые гибриды в этом «топливном» рейтинге стоят на втором месте с долей в 2,4%, без учета продаж «мягких» гибридов.
Самыми популярными в сегменте стали модели LiXiang L9, LiXiang L7, Voyah Dream и Tank 500. В десятку лидеров по спросу вошли также BMW XM, Lexus RX, LiXiang L6, BYD Yangwang U8, и Mercedes-AMG S63e. В массовом сегменте успешные продажи демонстрируют гибридные модели Chery: Tiggo 7 Plug-In Hybrid и Tiggo 8 Plug-In Hybrid. Эксперты прогнозируют, что в России в 2025 году продолжит расти интерес автолюбителей к электромобилям и гибридам. По мнению большинства специалистов, если сегмент электромобилей будет расти стабильно, то прежде всего гибриды покажут стремительный рост. Отчасти это объясняется тем, что в Китае также идет существенная динамика роста продаж таких машин, к этому сегменту подключаются все новые и новые игроки, которые выпускают версии своих автомобилей в гибридном исполнении. Согласно тем же прогнозам, львиная доля новинок со смешанными силовыми установками будут представлены в премиальном сегменте.
Развитие транспортной и электрической инфраструктуры
В 2024 году в России реализуется национальный проект «Развитие транспортной инфраструктуры». Этот проект направлен на модернизацию и расширение инфраструктуры центрального транспортного узла, цифровизацию транспортной сети, расширение сети автомобильных дорог.
Что касается планов по развитию инфраструктуры для электромобилей, правительство РФ в рамках инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» продолжит субсидировать затраты регионов на развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В 2025 году в эксплуатацию введут более 2,8 тыс. быстрых зарядок, а в 2026-м – 3,3 тыс. шт. В 2024 году в России появилось почти 5 тыс. новых электрозарядных станций.
Только в Московской области до конца 2024 года установят дополнительно 145 станций зарядки электромобилей и гибридов. Планируется, что уже к концу 2025 года число таких ЭЗС в области превысит 800 единиц. Отметим также, что ЭЗС постановлением регионального правительства включены в список обязательных элементов благоустройства дворов.
Вскрывшаяся проблема параллельного импорта
Под параллельным импортом понимается процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров без согласия на то правообладателей, ранее зарегистрировавших свой бренд в РФ. Схема распространяется в том числе на автомобили.
Список автомобилей, регламентированных к ввозу по таким «серым» схемам, утвержденный приказом Минпромторга России, регулярно пересматривается. При официальном возвращении в страну зарубежного бренда-правообладателя он исключается из перечня. Более того, сами официалы бьют по параллельным схемам ввоза. Например, с началом официальных продаж внедорожников Rox в России производитель запустит систему контроля за автомобилями, не предназначенными для нашего рынка. Такие машины, ввезенные в Россию по «серым» схемам, будут заблокированы.
Эксперты выделяют также следующие проблемные моменты при реализации параллельного импорта автомобилей в РФ:
Проблема с запчастями
Автомобилисты, не пользующиеся услугами официальных сервисных центров, рискуют приобрести некачественную деталь, что в итоге приведет к дополнительным расходам.
Увеличенное время поставки запчастей, узлов и агрегатов
В ряде случаев доставка авто и комплектующих в Россию осуществляется посредниками, что с учетом нередко сложных логистических цепочек повышает конечную стоимость не только для покупателей, но и для дилеров.
Проблема с софтом
Современные автомобили оснащены множеством электронных компонентов, адаптированных для рынка Азии или Европы. При «серых» схемах ввоза необходима дополнительная, а потому финансово затратная адаптация под российские условия. Например, необходимо будет загружать отечественное программное обеспечение. Нередко «серые» дилеры прибегают к использованию неофициального софта, который может создавать проблемы при эксплуатации.
Проблемы с гарантийным обслуживанием
Многие неофициальные дилеры обещают ту или иную гарантию. Однако в ряде случаев поставленная параллельным импортом машина не подлежит гарантийному ремонту за счет дистрибьютора. Эксперты рекомендуют перед покупкой внимательно вчитываться в договор, чтобы в случае поломки не пришлось чинить технику за свой счет. Как вариант, продавец может продать гарантию не на весь автомобиль, а на отдельные узлы и агрегаты.
Проблемы с регистрацией
Еще один важный момент касается документов, подтверждающих соответствие ТС определенным техническим стандартам. Без таких документов не получится зарегистрировать свой новый автомобиль. Известны случаи, когда Росстандарт после выборочных проверок начал отзывать свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС), выданные с нарушениями, у иномарок, которые были ввезены по параллельному импорту.
Прогноз на развитие авторынка
По мнению большинства аналитиков, в 2025 году параллельный импорт продолжит пользоваться спросом, однако, поскольку цены на ТС из таких «серых» поставок сильно вырастут (логистика, таможенные платежи, слабый руль, увеличение коэффициентов для расчета утилизационного сбора, повышение ключевой ставки Банком России), акцент будет сделан главным образом на премиальные и люксовые модели. Автомобили, локализованные в РФ и ввозимые по «белым» схемам, получат, таким образом, конкурентные преимущества.
Ключевую роль продолжат играть уже занявшие свое место на российском рынке бренды, как отечественные, так и зарубежные – в основном китайские. Эксперты полагают также, что продолжит расти интерес со стороны российских автолюбителей к электромобилям и гибридам.
Также распространено экспертное мнение, что после повышения утильсбора с 1 января 2025 года некоторые марки могут покинуть российский рынок. Оставшиеся будут оптимизировать модельный ряд и выводить свою продукцию под новыми брендами.
По оценке аналитиков агентства «Автостат», в 2025 году продажи могут упасть на 10%.
К списку новостей
Развитие «зеленого» транспорта
Сегмент автомобилей, в которых нет двигателя внутреннего сгорания или он используется для подзарядки тяговой батареи, растет в России очень стремительно. В 2024 году объем предложения автомобилей с гибридной силовой установкой увеличился более чем в два раза. В настоящий момент наибольшая доля российского рынка принадлежит бензиновым машинам – 93,6%. Подключаемые гибриды в этом «топливном» рейтинге стоят на втором месте с долей в 2,4%, без учета продаж «мягких» гибридов.
Самыми популярными в сегменте стали модели LiXiang L9, LiXiang L7, Voyah Dream и Tank 500. В десятку лидеров по спросу вошли также BMW XM, Lexus RX, LiXiang L6, BYD Yangwang U8, и Mercedes-AMG S63e. В массовом сегменте успешные продажи демонстрируют гибридные модели Chery: Tiggo 7 Plug-In Hybrid и Tiggo 8 Plug-In Hybrid. Эксперты прогнозируют, что в России в 2025 году продолжит расти интерес автолюбителей к электромобилям и гибридам. По мнению большинства специалистов, если сегмент электромобилей будет расти стабильно, то прежде всего гибриды покажут стремительный рост. Отчасти это объясняется тем, что в Китае также идет существенная динамика роста продаж таких машин, к этому сегменту подключаются все новые и новые игроки, которые выпускают версии своих автомобилей в гибридном исполнении. Согласно тем же прогнозам, львиная доля новинок со смешанными силовыми установками будут представлены в премиальном сегменте.
Развитие транспортной и электрической инфраструктуры
В 2024 году в России реализуется национальный проект «Развитие транспортной инфраструктуры». Этот проект направлен на модернизацию и расширение инфраструктуры центрального транспортного узла, цифровизацию транспортной сети, расширение сети автомобильных дорог.
Что касается планов по развитию инфраструктуры для электромобилей, правительство РФ в рамках инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» продолжит субсидировать затраты регионов на развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В 2025 году в эксплуатацию введут более 2,8 тыс. быстрых зарядок, а в 2026-м – 3,3 тыс. шт. В 2024 году в России появилось почти 5 тыс. новых электрозарядных станций.
Только в Московской области до конца 2024 года установят дополнительно 145 станций зарядки электромобилей и гибридов. Планируется, что уже к концу 2025 года число таких ЭЗС в области превысит 800 единиц. Отметим также, что ЭЗС постановлением регионального правительства включены в список обязательных элементов благоустройства дворов.
Вскрывшаяся проблема параллельного импорта
Под параллельным импортом понимается процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров без согласия на то правообладателей, ранее зарегистрировавших свой бренд в РФ. Схема распространяется в том числе на автомобили.
Список автомобилей, регламентированных к ввозу по таким «серым» схемам, утвержденный приказом Минпромторга России, регулярно пересматривается. При официальном возвращении в страну зарубежного бренда-правообладателя он исключается из перечня. Более того, сами официалы бьют по параллельным схемам ввоза. Например, с началом официальных продаж внедорожников Rox в России производитель запустит систему контроля за автомобилями, не предназначенными для нашего рынка. Такие машины, ввезенные в Россию по «серым» схемам, будут заблокированы.
Эксперты выделяют также следующие проблемные моменты при реализации параллельного импорта автомобилей в РФ:
Проблема с запчастями
Автомобилисты, не пользующиеся услугами официальных сервисных центров, рискуют приобрести некачественную деталь, что в итоге приведет к дополнительным расходам.
Увеличенное время поставки запчастей, узлов и агрегатов
В ряде случаев доставка авто и комплектующих в Россию осуществляется посредниками, что с учетом нередко сложных логистических цепочек повышает конечную стоимость не только для покупателей, но и для дилеров.
Проблема с софтом
Современные автомобили оснащены множеством электронных компонентов, адаптированных для рынка Азии или Европы. При «серых» схемах ввоза необходима дополнительная, а потому финансово затратная адаптация под российские условия. Например, необходимо будет загружать отечественное программное обеспечение. Нередко «серые» дилеры прибегают к использованию неофициального софта, который может создавать проблемы при эксплуатации.
Проблемы с гарантийным обслуживанием
Многие неофициальные дилеры обещают ту или иную гарантию. Однако в ряде случаев поставленная параллельным импортом машина не подлежит гарантийному ремонту за счет дистрибьютора. Эксперты рекомендуют перед покупкой внимательно вчитываться в договор, чтобы в случае поломки не пришлось чинить технику за свой счет. Как вариант, продавец может продать гарантию не на весь автомобиль, а на отдельные узлы и агрегаты.
Проблемы с регистрацией
Еще один важный момент касается документов, подтверждающих соответствие ТС определенным техническим стандартам. Без таких документов не получится зарегистрировать свой новый автомобиль. Известны случаи, когда Росстандарт после выборочных проверок начал отзывать свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС), выданные с нарушениями, у иномарок, которые были ввезены по параллельному импорту.
Прогноз на развитие авторынка
По мнению большинства аналитиков, в 2025 году параллельный импорт продолжит пользоваться спросом, однако, поскольку цены на ТС из таких «серых» поставок сильно вырастут (логистика, таможенные платежи, слабый руль, увеличение коэффициентов для расчета утилизационного сбора, повышение ключевой ставки Банком России), акцент будет сделан главным образом на премиальные и люксовые модели. Автомобили, локализованные в РФ и ввозимые по «белым» схемам, получат, таким образом, конкурентные преимущества.
Ключевую роль продолжат играть уже занявшие свое место на российском рынке бренды, как отечественные, так и зарубежные – в основном китайские. Эксперты полагают также, что продолжит расти интерес со стороны российских автолюбителей к электромобилям и гибридам.
Также распространено экспертное мнение, что после повышения утильсбора с 1 января 2025 года некоторые марки могут покинуть российский рынок. Оставшиеся будут оптимизировать модельный ряд и выводить свою продукцию под новыми брендами.
По оценке аналитиков агентства «Автостат», в 2025 году продажи могут упасть на 10%.
" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "28.12.2024 11:00:16" ["ICON"]=> NULL ["ICO"]=> NULL ["ICO_TEXT"]=> bool(false) ["BLOG"]=> string(5) "11122" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["URL"]=> string(60) "/autonews/klyuchevye-sobytiya-avtomobilnogo-rynka-2024-goda/" }Комментарии
Хотите оставить отзыв?
Авторизуйтесь или войдите на сайт с помощью социальных сетей