Согласно аналитическим исследованиям, рост сегмента «зеленого» транспорта в Китае сопровождается значительным прогрессом в борьбе с загрязнением воздуха. Проект «Авто Года» оценил ход «зеленого» развития Поднебесной и выявил тренды электрификации местного автопрома, которые нашей стране стоит взять на вооружение.

Нюансы развития сегмента электрокаров в КНР
Многочисленные исследования в КНР демонстрируют, что замена бензиновых и дизельных транспортных средств на электрифицированные сокращает выбросы СО2 на 8.72–85.71 кг на автомобиль ежемесячно. Наибольший эффект отказ от транспорта с ДВС в пользу электрокаров дает в крупных городах, таких как Чунцин, Шанхай и Пекин, констатируют китайские экологи. Однако прямой зависимости между снижением числа машин с ДВС и улучшением экологии, к сожалению, нет. Например, данные по Шанхаю и Чунцину демонстрируют, что, несмотря на доминирование в продажах электромобилей, уровни мелкодисперсных частиц PM2.5 в этих мегаполисах остаются критически высокими – 71.49 мкг/м3 и 77.58 мкг/м3 соответственно на 10 марта 2025 года. Объяснение кроется в структуре энергопотребления: 65% электроэнергии для зарядки электромобилей по-прежнему производится из угля, что нивелирует экологические преимущества на этапе эксплуатации, говорят эксперты.
Массовая концентрация РМ2.5 является ключевым параметром для оценки качества воздуха и его угрозы для здоровья человека. По нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среднегодовой уровень РМ2.5 должен составлять не больше 10 мкг/м3, а среднесуточный уровень – не больше 25 мкг/м3. С РМ2.5 связаны 3% смертей от заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы и 5% смертей от рака легких, следует из актуального отчета ВОЗ о загрязнении воздуха и его влиянии на здоровье людей. В то же время ежегодный отчет компании IQAir, занимающейся технологиями контроля качества воздуха, показал, что доля городов, соответствующих стандартам PM2.5, выросла с 9% в 2023 году до 17% в 2024 году, и глобальное расширение сегмента электрокаров здесь сыграло не последнюю роль. «Озеленение» автопарка как национальный приоритет
Проблемы, связанные с РМ2.5, пытаются решить в Китае на федеральном уровне. План действий Госсовета по минимизации вредных выбросов к 2030 году охватывает обширные области экономики, включая загрязняющие природу сырьевые отрасли, транспорт и сферу бытовых отходов. Документ также определяет меры по постепенному замедлению выбросов углерода, переходу на возобновляемые источники энергии и сокращению уровня отходов.
План действий китайских властей сосредоточен, прежде всего, на ограничении потребления ископаемого топлива и контроле роста энергоемких отраслей промышленности. В то же время в этом документе предлагаются меры по постепенному переходу к возобновляемым источникам энергии и повышению энергоэффективности новой и существующей инфраструктуры при одновременном продвижении «круговой экономики» (переработка и повторное использование ресурсов).
Китай планомерно повышает долю использования автомобилей и спецтехники на новых источниках энергии в аэропортах, портах и логистических парках. Ускоренно продвигается в стране также перевод дальних грузоперевозок с автодорожных на железнодорожные и водные пути. Еще один действенный шаг, сделанный в КНР в сторону «озеленения» инфраструктуры, – внедрение системы мониторинга уровня загрязнения воздуха, а также технологий, способных предсказать повышение уровня загрязнения воздуха. С учетом этих данных власти Пекина еще во время китайской олимпиады 2008 года ограничили автомобильное движение по дням недели. По четным числам месяца в столице было разрешено ездить только на машинах с четной последней цифрой номерного знака, а по нечетным, соответственно, с нечетной. В других мегаполисах, например в Шанхае, введены ограничения на въезд машин в центр. Жителям иных провинций разрешен проезд через Шанхай только по скоростным магистралям. Однако для тех граждан, кто купил «зеленый» автомобиль, сделаны исключения. Они вправе заезжать в города даже с региональными номерными знаками.
Также в рамках тренда на «озеленение» инфраструктуры Шанхай в 2024 году приступил к капитальной модернизации своего автобусного парка и служб такси. В ближайшие три года Шанхай планирует ежегодно заменять более 9% всех своих общественных автобусов и такси на новые электрические аналоги, с тем чтобы к 2027 году муниципальный автопарк состоял исключительно из моделей на новых источниках энергии, включая электромобили и подключаемые гибриды. Впрочем, правда и то, что интенсивная эксплуатация электромобилей в режиме такси (более 250 в день) увеличивает потребление электроэнергии на 40%, и это практически сводит на нет экологические преимущества, говорится в ряде исследований.
Водородное направление
В КНР активно разрабатываются и другие альтернативные источники энергии для транспортных средств. Наиболее перспективным считается водород. В январе 2024 года Китай успешно испытал самолет на водородном топливе. В марте того же года страна впервые включила развитие водородного транспорта в план работы правительства. В последние годы ряд китайских автокомпаний анонсировали скорый выход автоновинок на водороде (FCEV). Активно создается соответствующая зарядная инфраструктура. Например, в городе Чанша появилась крупнейшая в стране водородная станция, способная заправлять до 100 тяжелых грузовиков на водородных топливных элементах ежедневно. А в городе Чанчунь прошли успешные испытания водородных поездов для муниципального рельсового транспорта. До конца 2025 года Китай планирует построить более 1200 водородных заправочных станций.
Китайское правительство поддерживает отрасль субсидиями предприятиям, производящим водородные автомобили. В результате, к примеру, марка Venucia, образованная в Китае совместными усилиями концернов Dongfeng и Nissan, выпускает с 2023 года водородный кроссовер Dongfeng Venucia V-Online. У Great Wall есть грузовик Long March № 1, оснащенный водородным двигателем. Компания Grove Hydrogen планирует сделать массовым выпуск тяжелых грузовых водородных автомобилей. Речь идет, в частности, о дальнемагистральном водородном тягаче Zhongji Tianshu, который уже сегодня выпускается крупносерийно. К 2035 году в Китае планируется вывести на дороги страны порядка 1 млн автомобилей на водородном ходу.
Стимулирование покупателей и ставка на инновации
Еще один способ продвижения «зеленого» транспорта в КНР – стимуляция вывода из эксплуатации старых автомобилей с ДВС. Новые требования по выбросам делают содержание таких машин нерентабельным для владельцев. Министерство торговли Китая, Министерство финансов и другие ведомства не так давно выступили с инициативой значительных скидок для покупателей, которые обменивают старые автомобили на новые по схеме trade-in. Ряд китайских брендов также объявили об аналогичных собственных скидках, причем очень существенных.
Региональные власти сосредотачиваются, в свою очередь, на внедрении технологических инноваций, призванных сократить выбросы СO2. В числе прочего внедряются «умные» системы зарядки, синхронизированные с пиками генерации возобновляемой энергии. Уже одна эта мера позволила снизить связанные с электромобилями выбросы на 18% в Пекине. В свежем аналитическом отчете, охватившем три крупнейших города Китая, констатируется, что современные электромобили с батареями третьего поколения сокращают углеродный след на 25% эффективнее моделей 2022 года.
Отсюда – ставка на продвижение электротранспорта нового поколения. Как следствие, китайская компания BYD уже несколько лет остается крупнейшим в мире производителем электрифицированных автомобилей, включая подзаряжаемые гибриды. Китайская компания CATL удерживают лидерство в сфере разработки и производства тяговых батарей. Продажи Tesla в Китае выросли до рекордного уровня в 2024 году, чему способствовала в том числе и локализация производства в Шанхае. Суммарные продажи за январь – февраль 2025 года китайского производителя электромобилей, группы Nio, составили 27 055 электромобилей, что на 49% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Тем не менее китайские аналитики прогнозируют общее замедление роста рынка электрокаров до 20% в 2025 году, связывая это с достижением высокого уровня концентрации «зеленого» транспорта (свыше 50% новых продаж) и сокращением государственных субсидий.
Как рынок наземного электротранспорта развивается в России
А что же российские реалии? Для развития транспорта будущего Минэкономразвитием России была разработана Концепция развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Эта «зеленая» дорожная карта должна помочь в создании новой высокотехнологичной отрасли по производству электротранспорта, а также технологий в области компонентной базы – аккумуляторных батарей, электродвигателей, топливных и водородных элементов и т. д. Например, к 2030 году планируется ввести в эксплуатацию порядка 72 тыс. зарядных станций по всей территории РФ, из которых 28 тыс. – быстрые зарядные станции.
Минтранс России в феврале 2025 года отчитался о рекордных темпах обновления парка городского наземного электротранспорта. За последние два года в 10 регионов-участников было поставлено 286 электробусов и зарядных станций. Также в 2024 году в крупнейшие города России было поставлено 214 новых трамваев (рост на 124% относительно прошлого года). По мнению большинства экспертов, российский рынок электромобилей и зарядной инфраструктуры в 2025 году продолжит развиваться по всей стране, но темпы роста могут замедлиться. Основными трендами станут государственные программы поддержки развития «зеленого» транспорта и спрос на «интеллектуальные» зарядные хабы.
На сегодня водителям «зеленых» авто в ряде регионов РФ доступны бесплатные парковки, отмена транспортного налога и частичный бесплатный проезд по платным дорогам (на 2025 год эта льгота распространяется только на электромобили российского производства). Также предлагается скидка в 35% на автокредит при покупке электромобиля отечественного производства. Однако при сохранении высокой ключевой ставки покупательский спрос на электромобили в 2025 году, вероятно, не будет превышать показатели 2023 и 2024 годов, считают эксперты.
Фото: Billy H.C. Kwok/Bloomberg Businessweek К списку новостей
Комментарии
Хотите оставить отзыв?
Авторизуйтесь или войдите на сайт с помощью социальных сетей