Термина «репозиционирование» тойотовцы боятся как черт ладана, сколь близок бы он ни был к объективной реальности. Вместо этого они с упоением говорят про бесконечное совершенствование, генчи генбуцу и ваку-ваку-доки-доки.
Существует прослойка автовладельцев, для которой три слова – «новая Toyota RAV4» – не требуют никаких дополнительных комментариев. Машина будет приобретена вне зависимости от того, что она из себя представляет. Аргумент железобетонный – «потому что Toyota». Вообще, человеческий мозг устроен таким образом, что склонен к оперированию стереотипами и с готовностью отдается во власть предрассудков. Бодрая Carina II года эдак 1987-го, увиденная живьем на дороге, служит нам доказательством эталонной надежности и неубиваемости всех автомобилей славной японской марки. В душе возникает умиротворение, в голове появляется порядок. Если что, только Toyota. Нет больше никакой необходимости что-то там изучать, сравнивать, выбирать и бояться прогадать. Так жить проще!
Смена ориентиров
Безотказность и долговечность – два кита, на которых построена блистательная репутация этого бренда. Такой имидж позволяет продавать машины миллионами, а также обеспечивает ликвидность подержанных автомобилей, наделяя их высокой остаточной стоимостью. Что еще нужно простому человеку? Но скуповатые европейцы тоже умеют считать деньги, а вот японскую технику отчего-то не жалуют. Среди 50 самых продаваемых в Старом Свете моделей лишь одна носит марку Toyota – крошка Yaris французского производства, любимица пенсионеров. Объяснение кроется в том, что кроме надежности человеку хочется красоты, тактильных ощущений и благородных манер. Одним словом, харизмы. Вот с ней-то беда.
Если смотреть правде в глаза, то и с надежностью все не так радужно, как рисует воображение. Toyota четвертьвековой давности и Toyota современная – вещи разные. В последние годы японскую корпорацию сотрясает скандал за скандалом, ее руководство приносит клиентам публичные извинения, для устранения дефектов машины отзываются сотнями тысяч. Безжалостная конкуренция и возрастающая технологическая сложность автомобилей не позволяют более поддерживать стандарты качества на прежнем уровне. Дальше вряд ли будет лучше, и наверху призадумались над «фейслифтингом» бренда. Помочь этому как раз и призваны «генчи генбуцу» и «ваку-ваку-доки-доки».
Генчи генбуцу – один из базисных постулатов философии Toyota. Он адресован сотрудникам и требует решать проблему не на расстоянии, а в месте ее возникновения. Напротив, «ваку-ваку-доки-доки» обращен непосредственно к покупателям: переводится это выражение как «благоговейный трепет в предвкушении наслаждения». Японцы обещают нам радость от общения с автомобилем, но если раньше водительские удовольствия они ограничивали плоскостью комфорта, то сейчас сделан витиеватый намек на динамические характеристики.
Аббревиатура RAV4 расшифровывается как «Recreational Active Vehicle with 4WD», то есть «полноприводный автомобиль для активного отдыха». Фактически, это первый массовый кроссовер-внедорожник с несущим кузовом и предельно упрощенной трансмиссией, построенный на платформе легковой машины. В основу самого первого RAV4, появившегося в 1994 году, была положена Toyota Corolla седьмого поколения. Этот рецепт стал общепринятым правилом игры, впоследствии позволив создавать автомобили разных размеров.
Отчего так? Конечно, это не жест доброй воли. На показательном американском рынке RAV4 безнадежно отстает от главных конкурентов – Honda CR-V и Ford Escape. За минувший год там было продано 172 000 машин против 282 000 и 261 000 соответственно. Среди американских водителей быстро распространяется мода на европейский стиль, что даже привело к росту доли машин с механическими коробками передач. Вот Toyota и заговорила о ценностях, прежде ей чуждых. Есть и другой неприятный нюанс, а именно внутрибрендовый каннибализм: RAV4 в топовых версиях активно отъедает клиентуру у более дорогой модели Highlander. Этот гордиев узел надо было разрубить.
Кайдзен
И разрубили. Больше не будет удлиненной 7-местной модификации, не будет версии с мотором V6, который наделял RAV4 ураганным темпераментом, позволяя разменивать «сотню» менее чем за 7 секунд. Отныне в США единственным силовым агрегатом является 2,5-литровая «четверка», работающая в паре с 6-ступенчатым «автоматом». Это точное копирование маркетинговой политики марки Honda (в части модели CR-V), нашедшей отражение в принципе «один мотор, одна коробка, три комплектации». Нам повезло больше: в России планируется продавать машины не только с упомянутым двигателем, но еще и с двухлитровым, а также – сенсация! – с турбодизелем мощностью 150 л.с.
Новый кроссовер однозначно идентифицируется как Toyota RAV4, разве что посвежевшая и подтянутая. Все знакомые черты на месте – вздымающаяся подоконная линия с изгибом заднего окошка, ступенька на крышке багажника, разлет головной оптики. Однако формообразующие поверхности стали более плоскими, их сопряжения приобрели угловатость – в идентичном ключе, кстати, выполнен Subaru XV. Считается, что сейчас так модно.
Схожесть машин двух поколений не случайна: платформа у них одна и та же, хотя под новую модель она была серьезно модернизирована. Колесная база увеличилась на 10 см, габаритная длина возросла на 12,5 см, ширина – на 3 см. Как ни странно, но задние пассажиры от этого только пострадали: внутренняя ширина салона на уровне подушки сиденья уменьшилась на 9 см, а расстояние до передних кресел сократилось на 2,5 см. При этом сиденья второго ряда лишились регулировки в продольном направлении, хотя изменять углы наклона спинок все еще можно. А еще крыша автомобиля опустилась на 2,5 см. Формально сзади стало теснее, но, к счастью, на практике теснота не ощущается. Наоборот, находиться там удобно и свободно. А вот посадка за рулем изменилась – она стала по-легковому низкой. И профиль у кресел отличный.
Вид передней части салона вызывает приступ тоски. Тоски по RAV4 предыдущего поколения. Новый дизайн стал «костлявым», оформление приборной панели являет собой образец примитивизма, в отделке использованы дешевые сорта пластика. Экономия дошла до того, что вместо кожи в топовых комплектациях используется синтетический материал Softex. Украшением салона должен стать 6-дюймовый сенсорный дисплей, на который в числе прочего выводится изображение с задней видеокамеры, однако особого впечатления он не производит – каждый знает, что себестоимость такой электроники сегодня ничтожно мала, и ее в изобилии можно найти даже в китайских машинах. В списке опций появились системы контроля слепых зон и линий разметки, вот только и они далеко не новы.
Борьба нюансов
Одним из моментов, не устраивавших клиентов в предыдущей RAV4, являлось отсутствие электропривода крышки багажника. Теперь он есть. Однако столь тривиальное нововведение здорово повлияло на всю компоновку машины. Заднюю дверь пришлось делать подъемной, а не распашной, что вынудило снять с нее запаску и убрать в подпол грузового отсека. В результате выросла площадь и, следовательно, емкость багажника, но пострадал второй ряд сидений, о чем говорилось выше. Остается добавить, что электропривод позволяет запрограммировать высоту подъема крышки.
Бензиновый мотор, знакомый нам по седану Camry, обеспечивает кроссоверу приемлемую динамику, но не более того. Отклики на газ смягчены, что отнюдь не лишает их точности – в этом велика заслуга нового «автомата» ECT-i с возможностью ручного переключения. Коробка делает свою работу проворно и деликатно; агрессивности в ее манерах – ноль. Недаром две верхние передачи здесь – повышающие, а не «силовые».
А для чего у RAV4 кнопка «sport»? Оказывается, она добавляет машине здоровой злости: акселератор становится острее, помощь электроусилителя руля снижается на 20%, точки переключения передач сдвигаются в зону более высоких оборотов. Ослабляется хватка системы стабилизации VSC, а система Dynamic Torque Control при малейшем отклонении руля передает на задние колеса не менее 10% крутящего момента, загодя повышая устойчивость машины. В скользких поворотах эта доля может увеличиваться до 50%, что помогает пресекать развитие сноса передней оси. Однако не следует обольщаться и питать надежды, что RAV4 превратилась в драйверский автомобиль. Возможно, она даже менее азартна, чем уходящая модель. Надежности в поведении прибавилось, особенно на приличных скоростях, однако линейность реакций кроссовера не провоцирует водителя «поднять ставки». Да, подвеска стала жестче, но стоит взвинтить темп – и начинается разобщенность.
Схема трансмиссии прежняя – автоматически подключаемый полный привод с функцией принудительной блокировки центральной муфты в «симметричном» состоянии, действующей на скоростях до 40 км/ч. Интересно, что клиренс американской версии уменьшен на 30 мм, а для России сохранен на уровне 197 мм. Так что внедорожные качества – и без того скромные – никак не должны пострадать. Впрочем, для покупателя, лояльного марке Toyota, все эти рассуждения ровным счетом никакого значения не имеют. Почему? Потому что Toyota.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Toyota RAV4 2.5 6AT Elegance Plus | Цена вопроса
От 1 470 000 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Самая простая машина имеет двухлитровый мотор (145 л.с.), механическую КПП и передний привод. Полный привод и вариатор повышают цену до 1 135 000 руб., а сочетание полного привода с «рукой» обойдется в 1 180 000 руб. (комплектация Comfort), зато такая машина получает систему стабилизации, мультируль, климат-контроль и видеокамеру. Цена на RAV4 с турбодизелем (150 л.с.) начинается с 1 460 000 руб., с бензиновым мотором 2,5 (179 л.с.) – с 1 470 000 руб.
|
Комментарии