Теория относительности

Жизнь и здоровье бесценны, кто бы спорил. Абсолютное большинство автовладельцев неравнодушно к теме безопасности, и при покупке новой машины готовы закладывать в бюджет дополнительные расходы на подушки и электронные ассистенты. Многие идут дальше и выбирают автомобиль классом выше, будучи уверенными, что тот обеспечит качественный скачок в защите. Что движет ими, вера или знание?

Научно-исследовательские организации вроде EuroNCAP, NHTSA или IIHS проводят дорогостоящие краш-тесты, выставляя машинам оценки. Испытания ведутся по строгим методикам, гарантирующим воспроизводимость и сопоставимость результатов. Однако эти методики имеют к реальности весьма условное отношение, поскольку не способны продублировать все жизненные ситуации. На полигонах практикуются строго фронтальные и перпендикулярные удары, хотя в реальности они угловые. Попутные столкновения – такие как наезды грузовика сзади – не изучаются. Самой жесткой считается программа тестов американского института IIHS – она включает в себя лобовой удар на скорости 84 км/ч с 25%-ным перекрытием и деформацию левой передней стойки кузова гидравлическим прессом (имитация переворота).

Можно ли использовать эту информацию при выборе автомобиля? Несомненно. Но она и близко не будет исчерпывающей. Как 5-звездочная Toyota Yaris выдержит лобовое столкновение с 5-звездочным Volvo XC90? А боковое? Прямых ответов нет, одни догадки, которые сводятся к старой формуле «больше – значит лучше». Может, действительно стоит потратиться на машину классом выше?

Тут на помощь приходит статистика дорожной аварийности, которую собирают специализированные агентства по обе стороны Атлантики. Одними из наиболее показательных параметров являются смертность и травматичность на миллион выпущенных машин с поправками на тип автомобиля и характер ДТП. Эти данные тоже не безгрешны, однако позволяют взглянуть на проблему под новым ракурсом. Например, они демонстрируют такой важный нюанс, как смена поведения за рулем при пересадке в машину из другого сегмента рынка.

Ах да, городские супермини! Водителей подводит дефицит стажа – за рулем этих машин очень много новичков, которые не всегда верно оценивают дорожную обстановку. Хоть и стараются. Их неловкость провоцирует агрессию со стороны соседей по потоку, что приводит к частым ДТП, особо опасным на загородных трассах. В результате риск пострадать за рулем супермини лишь немногим меньше, чем в пикапе.

Итак, автомобилистов, кто надеется покупкой Toyota Land Cruiser 200 или Cadillac Escalade вывести собственную безопасность на максимальный режим, ждет разочарование. Да, высокая посадка за рулем в сочетании с отличной обзорностью позволяют загодя распознавать опасные ситуации и действовать на опережение. В столкновениях полноразмерные внедорожники за счет огромной массы топчут другие машины как слоны мышей. Но большая мощность провоцирует на рискованные обгоны и соревнования со спортседанами. Стоит на мгновение забыть про посредственную управляемость и большой тормозной путь, и проблемы неизбежны. Как итог – рекордный процент сольных ДТП, заканчивающихся опрокидываниями и столкновениями с объектами дорожной инфраструктуры. Много аварий с грузовиками и случаев травмирования не пристегнутых пассажиров на пересеченной местности.

Статистически, безопасность среднеразмерных леговых машин (одноклассники Ford Mondeo) находится на одном уровне с тяжелыми внедорожниками, а полноразмерные седаны (BMW 5 серии и соседи по сегменту) превосходят их обоих. Кроссоверы выглядят еще предпочтительнее – их выручают «легковые» реакции, умеренная динамика и осторожность водителей, среди которых высок процент женщин. В минусах – недостаточная обзорность по сторонам и неопытность владельцев, которые зачастую выбирают такой автомобиль в качестве первого в своей карьере.

С пикапами дела обстоят намного плачевнее. В большинстве случаев они передвигаются на заднем приводе, слабости которого усугубляются высоким центром тяжести, жесткой подвеской и перегруженной передней осью, на что накладывается ограниченная применимости электронных средств активной безопасности. Если ездить агрессивно и не пристегнуться ремнями – а на практике это наблюдается чаще ожидаемого – и степень риска уходит в красную зону. Однако даже пикапам далеко до печальных «лостижений» спортивных купе.

Бесстрастная статистика однозначно свидетельствует о том, что самое опасное место, на котором можно оказаться, – пассажирское кресло спорткара. Тут все логично: владельцы этих машин часто молоды либо финансово состоятельны, либо и первое, и второе. Это приводит к заниженному восприятию угроз, из которого проистекают хроническое превышение скоростных лимитов, езда в нетрезвом виде и тому подобное, включая гонки с полицейскими патрулями. Как и полноразмерные внедорожники, спорткары склонны покидать пределы дородного полотна и левым бортом сталкиваться с неподвижными объектами, среди которых преобладают столбы и деревья.

Тогда где же безопаснее всего? Тут тоже сомнений нет – это правое заднее кресло представительского седана. Здесь велик запас жизненного пространства и сосредоточен весь цвет автомобильных технологий, включая превентивные комплексы вроде мерседесовского Pre-Safe. Бразды управления находятся в руках бдительного профессионального водителя, гарантирующего сохранность и себе, и своему пассажиру. Однако стоит владельцу представительской машины сесть за руль, как картина портится – много преднамеренных нарушений ПДД и обстоятельных разговоров по телефону.

А как же дети? Если использовать минивэн, им ничего не будет угрожать. Среднее место второго ряда кресел считается практически неуязвимым. До бортов далеко, по периметру – подушки. Производители вообще склонны наполнять машины этого типа всеми мыслимыми сейфти-решениями, поскольку это хорошо сказывается на продажах. К тому же постоянное нахождение в машине собственных чад кардинально меняет поведение водителя-родителя, который начинает избегать любых рисков. Однако с переходом на размер больше, где доминируют микроавтобусы (Volkswagen Caravelle и одноклассники), ситуация ухудшается. Подстегиваемые отличной панорамной обзорностью и желанием не отставать от трафика, корпоративные водители склонны рисковать, а не стоило бы: запас жизненного пространства спереди угрожающе мал. При боковых ударах выручает высокое расположение кресел, но в салоне ничего, кроме ремней, пассажиров не бережет, да и теми они пользуются редко.

Выводы напрашиваются сами собой. Человеческий фактор по-прежнему имеет колоссальный вес, поэтому курс на автоматизацию и роботизацию представляется единственно верным. Уровень безопасности современных машин вышел на заоблачные высоты, и без полного отстранения людей от управления повысить его уже не удастся. А пока – выбирайте машину грамотно, в соответствии с реальными целями эксплуатации, и корректируйте свой стиль вождения под особенности ее конструкции. И цифры станут жизнерадостнее. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии