Системе вопреки

Создавая модель Skoda Octavia, концерн Volkswagen заложил бомбу замедленного действия под общепринятую классификацию автомобилей. Еще бы, ведь на платформе класса С была построена машина, габариты которой соответствуют стандартам сегмента D!

 

Позиции марки Skoda на российском рынке в значительной степени зависят от «самочувствия» модели Octavia, на которую приходится свыше половины продаж. Однако причин для беспокойства нет: популярность этой машины стабильно высока, а недавняя смена поколений обещает поддерживать спрос в ближайшие года два. К тому же сказывается эффект снежного кома: в общей сложности наши соотечественники приобрели почти 290 000 таких автомобилей. Можно сказать, что Octavia стала в России своей.

Голосуем умом

Чешская компания Skoda Auto вошла в орбиту концерна Volkswagen в 1991 году, и с этого момента у нее началась новая жизнь. Первым делом немцы помогли основательно модернизировать неплохой автомобиль Favorit, а затем приступили к плановому расширению производственной программы. Поскольку Volkswagen воспринимал марку Skoda как равноправного члена семьи, позиционирование каждой ее модели тщательно выверялось – дабы избежать внутренней конкуренции. Тогда-то и родилась гениальная идея размещать чешские автомобили на стыке классов. Инженеры использовали платформу и агрегатную базу машины поменьше, а кузов делали покрупнее, что обеспечивало весьма привлекательное соотношение «цена – возможности». Именно так разрабатывались и Octavia, и Superb.

Элегантный интерьер, первоклассные материалы, отличное качество... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что оказался в Audi

В 1960-х годах имя Octavia принадлежало непритязательному седану, но маркетологи концерна Volkswagen сочли название благозвучным и решили присвоить его новому хетчбэку, представленному осенью 1996-го. В техническом плане эта машина повторяла Golf IV, но внешне отличалась разительно. Вытянутая корма скрывала главный козырь автомобиля – бездонный багажник, который при сложенных задних сиденьях становился просто огромным. Прибавим фольксвагеновскую «начинку» и умеренную цену – неудивительно, что модель привлекла внимание европейских покупателей. А как только выяснилось, что Octavia надежна и недорога в обслуживании, сразу активизировались и таксисты-частники, и корпоративные парки, и прокатные конторы. Машина оказалась настолько популярной, что чехи не свернули ее производство даже после дебюта модели второго поколения. Сборка была прекращена лишь в 2011-м, когда выпуск комплектующих для состарившегося автомобиля окончательно потерял рентабельность.

«Вторая» Octavia тоже прожила долгую жизнь (в наше время продержаться на конвейере 9 лет дорогого стоит). А в декабре 2012-го головной завод Skoda Auto в Млада-Болеславе приступил к выпуску модели третьего поколения, названной Octavia A7. Еще полгода спустя производство полного цикла, включающее сварку и окраску кузовов, стартовало в Нижнем Новгороде на мощностях «Группы ГАЗ».

Идеальный порядок

Одним из факторов успеха Octavia был и остается ее дизайн. Простой и рациональный образ машины был создан на заре 1990-х Дирком ван Брекелем (автором стиля современных автомобилей марки Bentley). Перед нами хетчбэк, мастерски загримированный под седан с помощью короткого «хвостика». Такой тип кузова раньше назывался «лифтбэк» и был довольно-таки распространен (достаточно вспомнить Volvo 440 или Ford Sierra), но сегодня он практически забыт. Вот вам и эксклюзивность! От другого радикального решения – двустворчатой крышки багажника, коей по праву гордится Superb, – чехи в целях экономии отказались, хотя место под нее у Octavia А7 имеется.

Это интересно

Стратегию производства «межклассовых» моделей компания Skoda Auto в полной мере не реализовала. Первая осечка произошла в 1999-м, когда на рынок вышла Fabia, созданная по всем правилам сегмента В. Грузо-пассажирский Roomster образца 2006 года получился необычным по дизайну, однако конструктивно он повторял такие машины, как Renault Kangoo и Citroen Berlingo. Более поздние Rapid и Citigo тоже оказались довольно заурядными. Последним «классовым бунтом» (правда, не очень успешным) был Yeti, дебютировавший в 2009 году и вставший на полступени ниже типичного легкого кроссовера.

Новый автомобиль построен на модульной платформе MQB, которая применялась для создания Volkswagen Golf VII и ляжет в основу множества будущих машин. Теоретически она предоставляет дизайнерам широкое пространство для творчества, но на практике Octavia A7 получилась как две капли воды похожей на Volkswagen Jetta и Audi A3 Sedan. Однако загиб подоконной линии у задних стоек решил проблему визуальной идентификации модели.

Унификация машин разных марок, входящих в состав концерна Volkswagen, становится все «плотнее», и это неизбежно приводит к тому, что ноу-хау лидеров тут же распространяются на модели попроще. Интерьеры чешских автомобилей – очередное тому подтверждение. Элегантный и функциональный дизайн, первоклассные материалы, отличное качество подгонки деталей... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что оказался в Audi. Кнопки и переключатели работают четко, с выверенными усилиями, без люфтов. Про эргономику и говорить не приходится: оказавшись в машине впервые, чувствуешь себя так, словно ездил на ней год. Высокому человеку в равной степени удобно сидеть и спереди, и сзади – расстояние между рядами кресел увеличилось на 7 см. Тут в пору насторожиться: может, багажник стал меньше? Ничего подобного, все те же 590 л! Да и проем грузового отсека радует удачной формой.

Незаменимый

Российские дилеры получили Octavia A7 в июне прошлого года, и до конца декабря им удалось продать около 13 700 машин. Из всех модификаций, представленных на отечественном рынке, наиболее востребованными оказались три. Прежде всего, это топовая комплектация Elegance, с 1,4-литровым турбомотором мощностью 140 л.с. и преселективным роботом DSG. Ее цена составляет 917 000 руб. без учета опций. Немного отстает самая мощная, 180-сильная версия 1,8 TSI (тоже Elegance и тоже с DSG). Стоит она 999 000 руб., что для Skoda считается большой суммой. Третьим номером идет 140-сильная Octavia с механической коробкой передач в «средней» комплектации Ambition. За такую машину дилеры просят не менее 804 000 руб. Интересно, что версии экономкласса с двигателем 1.2 TSI (105 л.с.) в базовой комплектации Active особой популярностью не пользуются: на них приходится менее 8% сбыта. Вяло отреагировали российские покупатели и на вариант с кузовом «универсал», продажи которого стартовали в ноябре. Правда, Octavia Combi импортируется к нам из Чехии и потому стоит ощутимо дороже.

Прямых конкурентов у Octavia A7 вроде бы и нет. Если ориентироваться на хетчбэки со схожими размерами салона и багажника, на ум приходит только 5- дверный Opel Insignia. Но его 140-сильный мотор сочетается исключительно с механикой, а автомат доступен только в паре с 220-сильным двигателем, при этом оценена модель в 1 096 000 руб. Между тем в сегменте С можно обнаружить много близких по формату автомобилей. В частности, это хетчбэк Chevrolet Cruze (от 793 000 руб.) с двигателем 1,8 (141 л.с.) и автоматом, однако к перевозке пассажиров и багажа он приспособлен хуже, чем Octavia. В поисках альтернативы имеет смысл обратить внимание на компактные универсалы с автоматической коробкой передач, например Ford Focus Wagon 2.0 (150 л.с.) за 786 000 руб. или Opel Astra Sports Tourer 1.4 Turbo (140 л.с.) за 889 900 руб. В любом случае найти полноценную замену для Octavia не так легко, как кажется на первый взгляд.

Норма излишеств

Прайс-лист открывается версией Octavia 1.2 TSI (105 л.с.), которая стоит 599 000 руб. Цены на модификацию 1.4 TSI (140 л.с.) начинаются от 779 000 руб., а за машину с мотором 1.8 TSI (180 л.с.) придется отдать не менее 869 000 руб. Перечисленные двигатели, как видно по их обозначениям, оснащены непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, а значит, очень чувствительны к качеству бензина. Есть и дизель – это 2-литровый 143-сильный мотор, пару которому составляет 6-ступенчатая коробка передач DSG со сцеплением «мокрого» типа, отличающаяся куда большей надежностью, чем 7-ступенчатый агрегат с «сухим» сцеплением. Именно «сухая» коробка и предлагается за доплату (40 000–60 000 руб.) для бензиновых версий. Впрочем, Skoda дает на нее отдельную гарантию на 5 лет (или 150 000 км пробега).

Стартовая комплектация носит название Active. Она включает в себя две подушки безопасности, ABS, подогрев зеркал, стальные колеса, причем при заказе DSG этот перечень пополняет система курсовой устойчивости ESP. В комплектации Active (от 704 000 руб.) появляются боковые подушки, кондиционер, аудиосистема и подогрев сидений. Максимальная комплектация Elegance (от 769 000 руб.) добавляют сюда надувные шторки, мультируль, климат-контроль, круиз-контроль, складывающиеся зеркала и легкосплавные колеса. Доплата за кузов «универсал» составляет 85 000 руб., к чему можно присовокупить панорамную крышу (45 000 руб.) и электропривод крышки багажника (15000 руб.). И станет ваша Octavia краше всех.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SKODA OCTAVIA 1.4 TSI DSG
Цена вопроса
 От 844 000 руб.
Габариты, мм 4659×1814×1461
Колесная база, мм 2680
Снаряженная масса, кг 1265
Объем багажника, л 568/1558
Тип двигателя бензиновый, с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см 1395
Макс.мощность, л.с./об/мин 140/4500–6000
Макс.момент, Нм/об/мин 250/1500–3500
Привод передний
Трансмиссия роботизированная, 7-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 215
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,5
Расход топлива (средний), л/100 км 5,3
Объем бака, л 50
Цена среднестатистической Skoda Octavia A7, продаваемой сегодня в России, приближается к 860 000 руб. Это действительно разумные деньги за отнюдь не маленький автомобиль. Примечательно, что после выхода новой модели спрос сместился в сторону более дорогих модификаций. Так, самой популярной версией предыдущей модели была Ambition c 1,6-литровым мотором мощностью 102 л.с. и «механикой». Ее цена составляла около 730 000 руб. Сейчас покупатели охотнее берут 140-сильную машину с DSG, которая почти на 30% дороже.

К списку тест-драйвов

Комментарии