СЕКРЕТ УСПЕХА

Создавая модель SKODA Octavia, концерн Volkswagen заложил бомбу замедленного действия под общепринятую классификацию автомобилей. Еще бы, ведь на платформе класса С была построена машина, габариты которой соответствуют стандартам сегмента D!

Позиции марки SKODA на российском рынке в значительной степени зависят от «самочувствия» модели Octavia, на которую приходится свыше 40 % продаж. До выхода на рынок Rapid эта цифра была еще выше. Популярность Octavia стабильно высока, а недавняя смена поколений обещает поддерживать спрос в ближайшие пару лет. К тому же сказывается эффект снежного кома: в общей сложности наши соотечественники приобрели более 325 000 таких автомобилей. В России Octavia стала своей.

Рациональный подход

Чешская компания SKODA Auto вошла в орбиту концерна Volkswagen в 1991 году, и с этого момента у нее началась новая жизнь. Первым делом немцы помогли основательно модернизировать неплохой автомобиль Favorit и выпустить одну из первых массовых иномарок в России – Felicia, а затем приступили к плановому расширению производственной программы. Поскольку Volkswagen воспринимал марку SKODA как равноправного члена семьи, позиционирование каждой ее модели тщательно выверялось – дабы избежать внутренней конкуренции. Тогда-то и родилась гениальная идея размещать чешские автомобили на стыке классов. Инженеры использовали платформу и агрегатную базу машины поменьше, а кузов делали покрупнее, что обеспечивало весьма привлекательное соотношение «цена – возможности». Именно так разрабатывались и Octavia, и Superb.

В 1960-х годах имя Octavia принадлежало непритязательному седану, но маркетологи концерна Volkswagen сочли название благозвучным и решили присвоить его новому хетчбэку, представленному осенью 1996-го. В техническом плане эта машина повторяла Golf IV, но внешне отличалась разительно. Вытянутая корма скрывала главный козырь автомобиля – бездонный багажник, который при сложенных задних сиденьях становился просто огромным. Прибавим фольксвагеновскую «начинку» и умеренную цену – неудивительно, что модель привлекла внимание европейских покупателей. А как только выяснилось, что Octavia надежна и недорога в обслуживании, сразу активизировались и таксисты-частники, и корпоративные парки, и прокатные конторы. Машина оказалась настолько популярной, что чехи не свернули ее производство даже после дебюта модели второго поколения. Сборка была прекращена лишь в 2011-м, когда выпуск комплектующих для состарившегося автомобиля окончательно потерял рентабельность.

«Вторая» Octavia тоже прожила долгую жизнь (в наше время продержаться на конвейере девять лет дорогого стоит). А в декабре 2012-го головной завод SKODA Auto в Млада-Болеславе приступил к выпуску модели третьего поколения, названной Octavia A7. Еще полгода спустя производство полного цикла, включающего сварку и окраску кузовов, стартовало в Нижнем Новгороде, на мощностях «Группы ГАЗ».

Идеальный порядок

Одним из факторов успеха Octavia был и остается ее дизайн. Простой и рациональный образ машины был создан на заре 1990-х Дирком ван Брекелем (автором стиля современных автомобилей марки Bentley). Перед нами хетчбэк, мастерски загримированный под седан с помощью короткого «хвостика». Такой тип кузова называется «лифтбэк». Раньше он был довольно распространен (достаточно вспомнить Volvo 440 или Ford Sierra), но сегодня практически забыт. Вот вам и эксклюзивность! От другого радикального решения – двустворчатой крышки багажника, коей по праву гордится Superb, – чехи в целях экономии отказались, хотя место под нее у Octavia А7 имеется.

Элегантный интерьер, первоклассные материалы, отличное качество... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что оказался в Volkswagen. Главный козырь автомобиля – бездонный багажник. При сложенных задних сиденьях он становится просто огромным

Новый автомобиль построен на модульной платформе MQB, которая применялась для создания Volkswagen Golf VII и ляжет в основу множества будущих машин. Теоретически она предоставляет дизайнерам широкое пространство для творчества, но на практике Octavia A7 получилась как две капли воды похожей на Volkswagen Jetta и седан Audi A3. Однако загиб подоконной линии у задних стоек решил проблему визуальной идентификации модели.

Унификация машин разных марок, входящих в состав концерна Volkswagen, становится все плотнее, и это неизбежно приводит к тому, что ноу-хау лидеров тут же распространяются на модели попроще. Интерьеры чешских автомобилей – очередное тому подтверждение. Элегантный и функциональный дизайн, первоклассные материалы, отличное качество подгонки деталей... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что находишься как минимум в VW. Кнопки и переключатели работают четко, с выверенными усилиями, без люфтов. Про эргономику и говорить нечего: оказавшись в машине впервые, чувствуешь себя так, словно ездил на ней год. Высокому человеку в равной степени удобно сидеть и спереди, и сзади – расстояние между рядами кресел увеличилось на 70 мм. Тут впору насторожиться: может, багажник стал меньше? Ничего подобного! Всего лишь потянув за ручку, объем багажного отсека лифтбэка можно увеличить с 586 до впечатляющих 1558 л.

Альтернативы нет

SKODA Octavia правит бал в сегменте автомобилей D-класса. Из 87 тыс. проданных машин на чешскую модель пришлось 35 045. Результат ближайшего соперника – Mazda6 – втрое меньше (около 10,5 тыс.) В пятерку лидеров сегмента вошли престижный BMW 3 серии (приблизительно 7 тыс.), корейская бизнес-модель Hyundai i40 (менее 7 тыс.) и новый Mercedes-Benz C-Класса (примерно 5 тыс.).

Наибольшей популярностью у россиян в 2014 году пользовалась версия Octavia Elegance с мотором 1,4 л и DSG (4776 проданных автомобилей). Более трети всех Octavia нашли покупателей в столичном регионе. Любят чешский автомобиль и в Петербурге (4655 машин). В основном Octavia приобретают в европейской части страны.

Марка SKODA достаточно умеренно подняла цены на свою продукцию. С сентября 2014-го по январь 2015-го стоимость чешских автомобилей выросла на 15 %. Модели японских и американских брендов, а также других европейских производителей подорожали значительнее.

Сравнение на пользу

Прайс-лист на Octavia открывает версия Active со старым и потому надежным атмосферным мотором 1,6 MPI (110 л. с.) и 5-ступенчатой МКП. Стоит такая машина 816 000 руб. Версия с АКП дороже на 60 000. Средняя комплектация Ambition с таким же двигателем продается за 937 000 руб. Предлагаются и турбированные бензиновые двигатели 1,4 (140 л. с.) и 1,8 л (180 л. с.), а также 143-сильный турбодизель (2,0 л). Самая доступная Octavia c мотором объемом 1,4 л оценена в 1 012 000 руб., она же с автоматом обойдется в 1 052 000. С отметки 1 094 000 руб. стартуют цены на машины с 1,8-литровыми двигателями. Топовая версия оснащается дизельным мотором, и в комплектации Elegance ее можно купить за 1 230 000 руб.

Отдельно стоит сказать о версиях RS. Эти модификации отличаются спортивным пластиковым обвесом, спойлером на крышке багажника, колесами 19 размера и оригинальными цветами кузова. Под капотом RS установлен 220-сильный турбомотор. Чешский спорткар предлагается по цене от 1 801 000 руб. с МКПП или DSG.

Какую бы Octavia вы ни выбрали, вам предложат длинный перечень опций. Например, наиболее востребованную версию Elegance с мотором 1,4 л и DSG можно дооснастить адаптивными биксеноновыми фарами (57 300 руб.), задними светодиодными фонарями (6900 руб.), навигационной системой (32 100 или 71 300 руб.), защитой двигателя снизу (8000 руб.) и удобной системой крепления груза в багажнике (2800 руб.).

А как чувствуют себя «одноклассники»? Цены на 2-литровую Mazda6 начинаются от 1 060 000 за версию с ручной коробкой и от 1 130 000 – за машину с автоматом. Нафаршированная всеми возможными опциями «японка» обойдется дороже полутора миллионов. Цены на BMW выросли сильнее. «Трешка» уже в базовой версии стоит 2 022 000, правда, оснащается 184-сильным мотором и полным приводом. Mercedes C180 со 156-сильным мотором, предлагается за 1 690 000 руб. Меньше, чем конкуренты, подорожал к марту 2015 года Hyundai i40: 135-сильный седан с мотором 1,6 л стоит около 950 000 руб., с 2-литровым двигателем и автоматом – от 1 039 900 руб. Так что, с точки зрения цены, все козыри у Octavia.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SKODA OCTAVIA 1.4 TSI DSG ELEGANCE

 
Цена вопроса От 1 130 000 руб.
Габариты, мм 4659×1814×1461
Колесная база, мм 2686
Диаметр разворота, м 5,2
Дорожный просвет при полной нагрузке, мм 155
Снаряженная масса, кг 1265
Объем багажника, л 568/1558
Тип двигателя бензиновый, с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см 1395
Макс.мощность, л.с./об/мин 140/4500–6000
Макс.момент, Нм/об/мин 250/1500–3500
Привод передний
Трансмиссия роботизированная, 7-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 215
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,5
Расход топлива (средний), л/100 км 5,3
Объем бака, л 50

К списку тест-драйвов

Комментарии