Поводы для гордости

За четверть века существования ассоциация «Российские автомобильные дилеры» может записать на свой счет множество достижений. Что там далеко ходить ‒ только за последний год их наберется с десяток.

Главный результат деятельности РОАД – это, конечно же, приведение сектора продажи и обслуживания автомобилей к его нынешнему виду. Возможно, кто-то скажет, что он неидеален. Но вспомним, с чего пришлось начинать: с абсолютного нуля, ведь после распада СССР никаких условий для свободной торговли в новообразованной России не было. Поэтому объем проведенной РОАД работы действительно колоссальный.

РАБОТА С ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

Сколько сделано, помимо этого, можно понять, оглянувшись всего лишь на год назад. Ключевым достижением за 2018-й президент РОАД Олег Мосеев назвал подписание меморандума о взаимопонимании между дилерской ассоциацией и комитетом автопроизводителей АЕБ. Он назвал документ, вступивший в силу 25 октября, «основой саморегулирования отрасли».

В меморандуме прописаны принципы взаимодействия между дилерами и автопроизводителями. Интересно, что в фазу активного сотрудничества отношения двух ассоциаций, РОАД и АЕБ, вышли только два года назад. За этот небольшой срок многое удалось сделать. Дилеры отмечают, что дистрибьюторы как представители автоконцернов стали к ним прислушиваться.

ПРЕДЪЯВИТЕ ПАСПОРТ

В прошлом году дилерские центры стали важным звеном в тестировании электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Это новый проект, который со временем избавит автомобилистов от одного из бумажных документов. Совсем скоро ко всем новым машинам не будет прилагаться ПТС, он останется только в электронном виде. Члены РОАД в процессе подготовки системы высказывали свои предложения, а на этапе тестирования они превратились в основной источник информации для создателей ЭПТС. В компании «Электронный паспорт» не проигнорировали дилерские предложения. В этом году переход документа в электронный вид развернется в полную силу.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРАВКИ

Закон «О защите прав потребителей» ‒ главный в деятельности дилерских центров. Отличие этой сферы от других областей торговли и обслуживания в том, что автомобиль является сложным техническим товаром. Для него необходимы отдельные правила возврата и обмена, отличные от тех, что применяются, к примеру, для одежды и бытовой электроники.

В РОАД отмечают, что у правительства и депутатов появилось понимание проблемы, и в скором времени в законодательстве возможны изменения. Это защитит дилеров от «потребительского экстремизма», который не имеет ничего общего с законными требованиями клиента в случае проблем с автомобилем.

А вот применительно к налогу на роскошь РОАД уже удалось договориться с властью. Когда вводились повышенные ставки транспортного налога, границу между обычными и люксовыми машинами провели по 3 000 000 рублей. С тех пор за несколько лет цены значительно выросли, и трехмиллионный рубеж перешагнули сотни моделей и модификаций. В первом списке образца 2014 года была 191 позиция, в нынешнем – на порядок больше ‒ 1193! Минфин услышал просьбы автомобильных дилеров, настаивавших на повышении планки до 5 000 000 рублей.

ОСАГО

Ведется интенсивная работа и по приведению в идеальный вид закона об ОСАГО. Члены ассоциации неоднократно указывали на имеющиеся в нем коллизии. Так, стоимость запасных частей по утверждаемым РСА каталогам всегда оказывается ниже, чем у дилеров. Между тем при существующей схеме натурального возмещения вреда свежие пострадавшие автомобили отправляются именно к «официалам». Последние попадают в затруднительное положение, ведь рассчитанной страховщиками суммы на ремонт не хватает.

Кроме того, в законе прописано обязательство направлять к дилерам машины в возрасте до двух лет, хотя гарантийный срок на большинство марок уже составляет как минимум три года. А еще российские автомобилисты получают меньше денег, если выплата по ОСАГО выдается не направлением на ремонт, а деньгами. В этом случае действует учет степени износа, тогда как сервис обязан использовать только новые запасные части. РОАД настаивает на устранении этих нестыковок в системе ОСАГО. Есть шансы, что указанные нюансы учтут при очередном пересмотре закона (а они происходят постоянно).

СЕРВИС И ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

Официальный дилер – это не только продажи, но и сервис. В 2018 году ассоциация РОАД собирала информацию об организации сервисного рынка в Европе, США, Китае. Делается это для того, чтобы наладить диалог с властями об изменениях в России. Главные цели – повысить качество предоставляемых услуг и создать для всех участников равные конкурентные возможности.

После очередной волны кризиса, настигшей Россию в конце 2014 года, дилеры начали массово обращать внимание на вторичный рынок. С каждым годом все больше автомобилей с пробегом перепродаются не частниками из рук в руки, а через официальные площадки с диагностикой и гарантиями. Здесь у РОАД тоже множество инициатив.

В 2019 году должны утвердить поправки в налоговое законодательство. Согласно им при продаже подержанного автомобиля дилеры станут платить НДС только со своей маржи, а не со всей цены. Это избавит рынок от двойной уплаты сбора, которая до сих пор имеет место.

Дилеры также настаивают на усилении ответственности за скручивание пробега и другие мошенничества при перепродаже машин. Возможно, санкции пропишут не только в КоАП, но и в Уголовном кодексе. Развивается проект «Автотека», нацеленный на цивилизацию вторичного рынка. Все эти шаги направлены на то, чтобы у нас дилеры достигли в секторе продаж автомобилей с пробегом той же доли, что и в Европе и США. На Западе они занимают до 40 %, в России – немногим больше 10 %.

ОБРАЗОВАНИЕ

Последний пункт в череде прошлогодних достижений ассоциации – подготовка Академии РОАД нового формата. В течение наступившего года начнут работу образовательная программа MBA для руководителей и собственников автобизнеса и онлайн-обучение. В последнее войдут не только дисциплины, касающиеся непосредственно автомобильной отрасли, но и курсы по иностранным языкам. Для своих членов РОАД предложит специальные цены и бесплатный тестовый период.

Этим сфера интересов и работы РОАД не исчерпывается. Напротив, в нынешние тяжелые годы появляется все больше направлений, в которых требуются нововведения и оптимизация. Так что в свой 26-й год ассоциация вступает с огромными планами на будущее.

К списку тест-драйвов

Комментарии