Внедорожник, паркетник, кроссовер – название не меняет сути. В любом случае речь будет идти об автомобиле повышенной проходимости. Сегодня такие машины легко справляются с функциями тягача или представительского транспорта, семейного компактвэна или спорткара, причем некоторым из них удается быть и одним, и вторым, и третьим, и даже четвертым. Вроде бы удобно, однако в этом сегменте рынка рациональных мотивов выбора традиционно меньше, нежели иррациональных. Внедорожники в России любят, потому что они демонстрируют возросший статус владельца – прежде всего, самому владельцу, – а еще внушают ощущение готовности к коллизиям любой степени катастрофичности, от мелкого ДТП и обильного снегопада до библейского апокалипсиса. Итак, обратимся к цифрам. Автомобилей повышенной проходимости всех типов и классов в 2012 году на российском рынке было продано 888,5 тыс. шт., что на 194 тыс. шт. больше, чем годом ранее. Тогда доля внедорожников в структуре продаж составляла 28%, теперь же она поднялась до 32%. Это в натуральном исчислении. А в денежном эквиваленте картина и вовсе ошеломляющая – 46% всего рынка, который оценивается экспертами в 2,2 триллиона рублей.
На какой внедорожник россияне потратили больше всего денег? Может, на Chevrolet Niva, занимающий первое место по объемам продаж? Ничего подобного! На Renault Duster, совершивший головокружительный взлет к вершинам рейтинга? Нет же. Правильный ответ – Toyota Land Cruiser 200. Объемом продаж он занял лишь 14-е место с результатом 17 200 машин, но средняя цена в 3,4 млн руб. означает, что общая выручка составила не менее 53 млрд руб. А это эквивалент 5% финансовой емкости всего сегмента внедорожников! Для сравнения, 59 300 проданных Chevrolet Niva принесли «лишь» 28 млрд руб. Вообще, Toyota остается безоговорочной королевой данного сегмента. Все ее модели – RAV4, Hilux, Highlander, Prado и 200 – пользуются отменным спросом и приносят хорошую прибыль, поскольку дилерам нет особого резона делать большие скидки. Перечисленные машины обеспечили совокупную выручку в 155 млрд руб., а если сюда приплюсовать показатели дочернего бренда Lexus, то сумма поднимется до 196 млрд руб. Таким образом, российский импортер корпорации Toyota Motor контролирует 19% национального рынка автомобилей повышенной проходимости «в деньгах», при том что в штуках продал не так уж много – 74 200. А первое место по объемам сбыта занял Nissan: 110 200 машин под собственной маркой и 9200 – под маркой Infiniti. Однако общий заработок составил 146 млрд руб.
Завидное положение марки Toyota обусловлено ее репутацией производителя самых надежных автомобилей, что гарантирует владельцу не только беспроблемную эксплуатацию, но и возможность быстро продать машину по хорошей цене. Для заметной прослойки отечественных автомобилистов внедорожник Toyota – вершина эволюции, предел мечтаний и едва ли не объект инвестиций. Дело доходит до того, что за 3-летний Prado предыдущего поколения с пробегом 70–80 тыс. км продавцы единодушно просят лишь на 10–15% меньше той суммы, за которую его покупали новым! На волне спекулятивных ожиданий клиентов дилерам продавать автомобили достаточно легко.
Если говорить о японских производителях в целом, то их гегемония абсолютна. На российском рынке представлены 9 марок из Страны восходящего солнца, и за минувший год совместными усилиями они реализовали 346,5 тыс. внедорожников, что составило 39% общего объема продаж машин данного класса. А вот со вторым местом определиться непросто. Тут все зависит от того, считать ли Chevrolet Niva отечественным автомобилем, который в начальной фазе производства назывался ВАЗ-2123, или же американским. Поскольку российский офис General Motors дистрибуцией модели Niva не занимается, первый вариант является более предпочтительным. Тогда «серебро» уходит к отечественным производителям (АвтоВАЗ, СП GM-AvtoVAZ, УАЗ, Tagaz, Vortex), которые добились совокупного результата в 152 900 машин, заполучив 17% внедорожного рынка.
Нельзя обойти стороной динамику продаж 10 премиальных брендов, к статистике которых следует добавить имиджевые модели марок попроще – Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200 и Volkswagen Touareg. Их суммарный сбыт в 2012 году достиг 141 тыс. единиц, разом увеличившись на 38%. Драйверами роста стали Audi Q3, BMW X3, Grand Cherokee, Mercedes GLK, Range Rover Evoque, Land Cruiser 200 и Volvo XC60. В основной своей массе эти машины попадают в ценовую нишу 1,8–2,4 млн руб., где успешно конкурируют с японскими автомобилями, не отличающимися технической изысканностью немецких аналогов, а также дорогими из-за высокого курса иены.
Ваша заявка принята. Спасибо за участие!
Раздел избранное находится в личном кабинете
Если Вы не получали ссылку для подтверждения голоса, нажмите "Я не получил письмо" и мы вышлем Вам письмо повторно.
Хотите претендовать на призы ?
Укажите свой контактный номер телефона
Для того, чтобы Ваш голос был учтен,
пожалуйста, подтвердите e-mail
Вы можете поменять решение, проголосовав за другие модели! В каждом классе учитывается только ваш последний голос!