По всем фронтам

В одном анекдоте японцы, увидев живьем УАЗ, восклицают: «И чего только эти русские не придумают, лишь бы не строить дорог!» Судя по тому напору, с которым россияне скупали внедорожники в 2012 году, мечту о ровном асфальте мы похоронили окончательно.

Внедорожник, паркетник, кроссовер – название не меняет сути. В любом случае речь будет идти об автомобиле повышенной проходимости. Сегодня такие машины легко справляются с функциями тягача или представительского транспорта, семейного компактвэна или спорткара, причем некоторым из них удается быть и одним, и вторым, и третьим, и даже четвертым. Вроде бы удобно, однако в этом сегменте рынка рациональных мотивов выбора традиционно меньше, нежели иррациональных. Внедорожники в России любят, потому что они демонстрируют возросший статус владельца – прежде всего, самому владельцу, – а еще внушают ощущение готовности к коллизиям любой степени катастрофичности, от мелкого ДТП и обильного снегопада до библейского апокалипсиса. Итак, обратимся к цифрам. Автомобилей повышенной проходимости всех типов и классов в 2012 году на российском рынке было продано 888,5 тыс. шт., что на 194 тыс. шт. больше, чем годом ранее. Тогда доля внедорожников в структуре продаж составляла 28%, теперь же она поднялась до 32%. Это в натуральном исчислении. А в денежном эквиваленте картина и вовсе ошеломляющая – 46% всего рынка, который оценивается экспертами в 2,2 триллиона рублей.

Царская Щедрость

На какой внедорожник россияне потратили больше всего денег? Может, на Chevrolet Niva, занимающий первое место по объемам продаж? Ничего подобного! На Renault Duster, совершивший головокружительный взлет к вершинам рейтинга? Нет же. Правильный ответ – Toyota Land Cruiser 200. Объемом продаж он занял лишь 14-е место с результатом 17 200 машин, но средняя цена в 3,4 млн руб. означает, что общая выручка составила не менее 53 млрд руб. А это эквивалент 5% финансовой емкости всего сегмента внедорожников! Для сравнения, 59 300 проданных Chevrolet Niva принесли «лишь» 28 млрд руб. Вообще, Toyota остается безоговорочной королевой данного сегмента. Все ее модели – RAV4, Hilux, Highlander, Prado и 200 – пользуются отменным спросом и приносят хорошую прибыль, поскольку дилерам нет особого резона делать большие скидки. Перечисленные машины обеспечили совокупную выручку в 155 млрд руб., а если сюда приплюсовать показатели дочернего бренда Lexus, то сумма поднимется до 196 млрд руб. Таким образом, российский импортер корпорации Toyota Motor контролирует 19% национального рынка автомобилей повышенной проходимости «в деньгах», при том что в штуках продал не так уж много – 74 200. А первое место по объемам сбыта занял Nissan: 110 200 машин под собственной маркой и 9200 – под маркой Infiniti. Однако общий заработок составил 146 млрд руб.

Японский диктат

Завидное положение марки Toyota обусловлено ее репутацией производителя самых надежных автомобилей, что гарантирует владельцу не только беспроблемную эксплуатацию, но и возможность быстро продать машину по хорошей цене. Для заметной прослойки отечественных автомобилистов внедорожник Toyota – вершина эволюции, предел мечтаний и едва ли не объект инвестиций. Дело доходит до того, что за 3-летний Prado предыдущего поколения с пробегом 70–80 тыс. км продавцы единодушно просят лишь на 10–15% меньше той суммы, за которую его покупали новым! На волне спекулятивных ожиданий клиентов дилерам продавать автомобили достаточно легко.

Если говорить о японских производителях в целом, то их гегемония абсолютна. На российском рынке представлены 9 марок из Страны восходящего солнца, и за минувший год совместными усилиями они реализовали 346,5 тыс. внедорожников, что составило 39% общего объема продаж машин данного класса. А вот со вторым местом определиться непросто. Тут все зависит от того, считать ли Chevrolet Niva отечественным автомобилем, который в начальной фазе производства назывался ВАЗ-2123, или же американским. Поскольку российский офис General Motors дистрибуцией модели Niva не занимается, первый вариант является более предпочтительным. Тогда «серебро» уходит к отечественным производителям (АвтоВАЗ, СП GM-AvtoVAZ, УАЗ, Tagaz, Vortex), которые добились совокупного результата в 152 900 машин, заполучив 17% внедорожного рынка.

Нельзя обойти стороной динамику продаж 10 премиальных брендов, к статистике которых следует добавить имиджевые модели марок попроще – Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200 и Volkswagen Touareg. Их суммарный сбыт в 2012 году достиг 141 тыс. единиц, разом увеличившись на 38%. Драйверами роста стали Audi Q3, BMW X3, Grand Cherokee, Mercedes GLK, Range Rover Evoque, Land Cruiser 200 и Volvo XC60. В основной своей массе эти машины попадают в ценовую нишу 1,8–2,4 млн руб., где успешно конкурируют с японскими автомобилями, не отличающимися технической изысканностью немецких аналогов, а также дорогими из-за высокого курса иены.