Паркетных дел мастер

Чтобы вернуть былую популярность, автомобилю пришлось полностью измениться. Однако эффект от преобразования превзошел все ожидания: если до этого лучшим для RAV4 считался 2011-й (тогда в нашей стране было продано 27 200 машин), то 2013-й завершился с результатом 39 900 шт. Фактически модель «сделала год» всей марке Toyota.

 

Принято считать, что именно Toyota изобрела тот тип автомобиля, который поначалу назвали паркетным внедорожником, а затем переименовали в благозвучный «кроссовер». Увидев, что идея пользуется успехом, другие производители принялись ее реализовывать в силу своих умений и возможностей. На первый взгляд это похоже на правду: Toyota вывела на рынок модель кроссовера (RAV4) раньше всех – в мае 1994 года. Но конкуренты ответили практически сразу: всего несколько месяцев спустя в продажу поступил Nissan Rasheen, а за ним появилась и Honda CR-V. Совершенно понятно, что разработать машину с нуля в столь сжатые сроки нереально. Значит, соперники действовали практически параллельно. Причем никто особых надежд на новый класс не возлагал.

Выпустив на рынок модель RAV4 в мае 1994 года, компания Toyota стала пионером в сегменте паркетных внедорожников

Для того чтобы «обкатать» концепцию облегченного, «пляжного» внедорожника на публике и выяснить общественное мнение, осенью 1989 года Toyota выставила на Токийском автосалоне прототип RAV Four. Название расшифровывалось как Recreational Active Vehicle with Four-wheel drive («полноприводный автомобиль для активного отдыха») и как нельзя лучше отражало его предназначение. Почему тойотовцы предполагали, что такая техника найдет покупателя? Дело в том, что наблюдали благополучие небольшой компании Suzuki, бойко торговавшей маленькими двухдверными внедорожниками со съемным верхом – Samurai и Vitara. Именно эти модели и послужили отправными точками для проекта RAV Four, во главе которого встал инженер Масакацу Нонака.

Концепт-кар встретили восторженно, и вопрос о серийном производстве был решен положительно. Руководство Toyota Motor многого от машины не ждало: в оптимистичном варианте годового плана продаж значилась цифра «40 000». Следовательно, и разработка RAV4 не могла быть дорогой: вместо рамы – несущий кузов на платформе модели Corolla, двигатель и коробка передач от Camry, подвеска и трансмиссия от Celica GT-Four. Формула удалась, и покупатели засыпали дилеров заказами. Уже в 1995 году по всему миру было продано почти 100 000 таких автомобилей, чему поспособствовал и выпуск более практичной версии с удлиненной колесной базой и пятью дверями.

Абсолютный лидер

Это интересно

За 20 лет Toyota RAV4 выпускалась с четырьмя типами кузова: двухдверным (с открытой задней частью), трехдверным, пятидверным и удлиненным семиместным. Сегодня предлагается только стандартный, рассчитанный на пять человек пятидверный вариант, поскольку другие исполнения признаны нерентабельными. А самой динамичной была модификация с 3,5-литровым мотором 2GR-FE от Camry: при удельной мощности 160 л.с. на тонну массы, RAV4 V6 разгонялся с места до 96 км/ч за 6,2 с. Такой двигатель ставился только на модель предыдущего поколения.

В мае Toyota RAV4 отпразднует 20-летие. Нынешнее поколение – уже четвертое по счету – продается как никогда хорошо. Во многом это связано с безупречной репутацией автомобиля, не имеющего по части надежности сколь-нибудь значимых недочетов. Это влечет за собой востребованность на вторичном рынке – возможность продать машину быстро и выгодно (за три года эксплуатации при общем пробеге 70 000–80 000 км RAV4 теряет лишь 35% от первоначальной цены). Ну а главный недостаток модели является, по сути, продолжением ее достоинств: автомобиль – лакомый кусок для угонщиков, и это обстоятельство оборачивается необходимостью устанавливать дополнительные противоугонные системы и больше платить за полис КАСКО. Прошлый год стал для RAV4 рекордным за все время продаж на российском рынке: референтный показатель докризисного 2008-го превзойден аж на 75%! Каким же модификациям отдавали предпочтение наши соотечественники? Лидерство принадлежит полноприводной версии с двухлитровым бензиновым двигателем и вариатором (три четвери купленных машин). К концу года самой популярной стала промежуточная комплектация «Комфорт Плюс» за 1 269 000 руб. (это вполне сопоставимо с ценами на наиболее востребованные кроссоверы конкурирующих марок). А соперников у RAV4 хватает: в сегменте легких внедорожников на российском рынке представлено почти 30 моделей. И неважно, что 7 из них относятся к классу премиум, – скидки, которые получают покупатели у дилеров немецкого автопрома, представляют для RAV4 определенную угрозу. Естественно, основные противники тойотовского кроссовера – модели более демократичных брендов. Это Volkswagen Tiguan, флагман сегмента в 2012-м, Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander. Однако если прежде борьба шла на равных, то в прошлом году Toyota победила с явным преимуществом: Volkswagen продал на 12 600 машин меньше. Колоссальный разрыв!

То вперед, то назад

Еще одним фактором, предопределившим триумф RAV4, оказалась смена поколений. И пусть революция в технической части не свершилась, внешне машина изменилась заметно. И, надо сказать, в лучшую сторону. Кроссовер выполнен в соответствии с постулатами нового корпоративного стиля keen look («отточенный облик»). Округлые формы остались в прошлом – на их место пришли четкие линии и острые грани. Передняя кромка капота приобрела V-образный профиль, фары вытянулись и сузились – в точности как у моделей Corolla и Camry (к слову, в этом же ключе решен и новейший Highlander).

Частью философии keen look является принцип under priority, означающий доминирование нижней части кузовного периметра, достигаемое за счет применения трапециевидных деталей. К ним относятся и передний воздухозаборник, и двойная подштамповка на крышке багажника. Между тем смена стиля не повлияла на узнаваемость помолодевшего и набравшегося сил автомобиля: плавный подъем подоконной линии, треугольная задняя стойка и «ступенька» задних фар позволяют мгновенно распознать RAV4.

Вот салон машины вызывает иные эмоции, что, впрочем, не явилось неожиданностью, поскольку японцы никогда и не слыли мастерами по оформлению интерьера. С одной стороны, угловатость сегодня в моде (достаточно вспомнить Mercedes-Benz GLK). С другой – RAV4 балансирует на грани, за которой напускная брутальность становится уже неуютной. Мелкие детали выдают стремление к снижению себестоимости. О том же говорят и скромные отделочные материалы. Графика и функциональные возможности жидкокристаллических дисплеев – а куда сегодня без них? – не впечатляют. Даже в самых дорогих комплектациях для обивки кресел используется не натуральная кожа, а синтетический Softex.

На эргономику грех жаловаться: посадка за рулем комфортна, кресло безупречно распределяет нагрузки. А вот задние пассажиры в новом RAV4 чувствуют себя скованнее: исчезла регулировка сидений в продольном направлении, уменьшилась ширина салона, сократилось расстояние между рядами. Хорошо еще, углы наклона спинок по-прежнему можно менять. Правда, модель RAV4 нечасто покупается как семейный автомобиль, в большинстве случаев на ней ездит только водитель, а с этой задачей она справляется на все сто.

Игра с цифрами

Согласно прайс-листу, самый доступный RAV4 стоит 995 000 руб. Но это будет машина в комплектации «Стандарт», а значит, придется довольствоваться тканевым салоном, простым кондиционером, штампованными колесами и отсутствием системы курсовой устойчивости, полагаясь на шесть подушек безопасности. Двигатель – двухлитровая бензиновая «четверка» мощностью 146 «лошадей» с регулируемыми фазами Dual VVT-i, приводящая передние колеса через механическую коробку передач. Отказ от механики в пользу вариатора увеличит цену кроссовера на 67 000 руб. Эта же модификация, но с полным приводом, обойдется в 1 143 000 руб. Опционная полноприводная трансмиссия устроена просто: вторая ось подключается автоматически посредством многодисковой муфты, которую на скорости до 40 км/ч водитель может заблокировать, зафиксировав распределение тяги по осям в пропорции 50:50.

А что предлагает максимальная комплектация «Престиж Плюс»? Прежде всего выбор из трех моторов: помимо 146-сильного, доступны 2,5-литровый бензиновый двигатель (180 л.с.) и турбодизель (150 л.с.). Такой автомобиль оснащен комплексом динамического управления IDDS, адаптирующим работу системы курсовой устойчивости VSC+, системы распределения тяги ATC и электрического усилителя руля к текущему состоянию сцепления колес с дорогой. Кнопка sport обостряет отклики акселератора, «утяжеляет» руль и меняет алгоритм переключений автомата. Среди прочего оснащения – мультимедийный комплекс Touch 2 с навигацией и видеокамерой заднего вида, системы отслеживания линий разметки и контроля слепых зон, а также электропривод крышки багажника. Цена такой машины начинается от 1 467 000 руб. Дорого, конечно, но правила игры требуют от производителей демонстрации максимума возможностей. И Toyota не исключение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
TOYOTA RAV4 2.0 AWD
Цена вопроса
 От 1 143 000 руб.
Габариты, мм 4570×1845×1660
Колесная база, мм 2660
Снаряженная масса, кг 1645–1690
Объем багажника, л 506/1087/2096
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1987
Макс.мощность, л.с./об/мин 146/6200
Макс.момент, Нм/об/мин 187/3600
Привод полный
Трансмиссия вариатор
Дорожный просвет, мм 197
Макс.скорость, км/ч 180
Время разгона 0-100 км/ч, с 11,3
Расход топлива (средний), л/100 км 7,8
Объем бака, л 60
Стартовая цена Volkswagen Tiguan равна 920 000 руб., Nissan X-Trail – 951 000 руб., а Mitsubishi Outlander – 969 000 руб. Однако корректнее сравнивать не просто модели, а исполнения, например, самые популярные: с двухлитровым бензиновым мотором, автоматом и полным приводом. Тогда нижний порог у RAV4 составит 1 143 000 руб., соответствующая комплектация Tiguan стоит от 1 198 000 руб., а подобная версия X-Trail – как минимум 1 121 000 руб. Самым же доступным окажется Outlander, который обойдется в 1 099 900 руб.

К списку тест-драйвов

Комментарии