От ДВС ‒ к электричеству

Паровые двигатели были известны с XVII века и активно применялись с XVIII столетия. Но из наземного транспорта двигатели внешнего сгорания подходили разве что паровозам, так как были очень громоздкими.

В 1860-е годы бельгиец Жан Этьен Ленуар построил двигатель внутреннего сгорания и довел его до нормально работающего состояния, внедрив системы охлаждения и смазки.

Усовершенствованный вариант конструкции практически одновременно запатентовал немец Николаус Аугуст Отто. Его КПД был почти в пять раз выше. Ну а изобретателями первого бензинового ДВС считаются Готтлиб Даймлер вместе с Вильгельмом Майбахом. Первый автомобиль с ним был представлен в Париже в 1889 году. Более чем на сто лет в автопроме воцарилась эпоха двигателей внутреннего сгорания.

Тем удивительнее узнать, что электромобили появились гораздо раньше машин, питающихся ископаемым топливом! Так, в том же Париже, но на восемь лет раньше немецких инженеров, Густав Труве явил публике работающий на электричестве автомобиль. А в 1899-м электрический омнибус на 17 человек построил россиянин Ипполит Романов. И что уж совсем поразительно, первый официально зафиксированный рекорд скорости на суше быстрее 100 км/ч тоже на счету, как сказали бы сейчас, «зеленой» машины. Это был электрокар La Jamais Contente, показавший в 1899 году почти 106 км/ч.

Во второй половине XX века с электромобилями экспериментировали даже в СССР, но серийными они не становились – не было спроса. Отдельные модели начали появляться к концу 1990-х, но без господдержки оказались неинтересны. Перелом наступил во второй половине 2000-х годов. В 2008-м вышла Tesla Roadster, по своим характеристикам не уступавшая машинам с ДВС. А два года спустя Nissan запустил Leaf, недорогой и ныне один из самых популярных электромобилей в мире.

Будущее за электрокарами. Вопрос только в том, сколько времени они оставят ДВС до полного запрета. Пока все идет к тому, что отдельные города, регионы и целые страны начнут запрещать продажу новых машин на бензине и солярке с 2030–2035 годов

Сейчас уже понятно, что будущее за электрокарами. Вопрос только в том, сколько времени они оставят ДВС до полного запрета. Пока все идет к тому, что отдельные города, регионы и целые страны начнут запрещать продажу новых машин на бензине и солярке с 2030–2035 годов.

Промежуточная стадия между ДВС и чистыми электромобилями – гибриды. С них бензиновый или дизельный двигатель дополнены электромотором. Схемы работы могут быть разными: электрический двигатель только как помощник при разгоне; электрический двигатель, умеющий везти машину в одиночку при выключенном обычном моторе; электрический двигатель как единственная движущая сила, но питающаяся от батарей, заряжаемых на ходу от ДВС.

Пионером в деле гибридизации стала Toyota: лифтбэк Prius наделал шума в мире в 1997 году. Ныне это наиболее массовый бензоэлектрический автомобиль в мире. Японский концерн достаточно быстро распространил гибридизацию на весь свой модельный ряд, включая флагманский седан Lexus LS премиального подразделения. Увы, но дни гибридов сочтены. Они дороже обычных машин, но не так экологичны, как электрокары. Поэтому с экономической точки зрения не слишком интересны.

На горизонте уже маячит следующая ступень эволюции – водородные топливные элементы. Экспериментам с ними десятки лет. Весомые наработки есть даже у АВТОВАЗа. Но пока технологию сдерживает дороговизна и почти полное отсутствие инфраструктуры.