Вотчиной минивэнов некогда считалась Северная Америка, где семьи с тремя и более детьми не редкость, а высокий уровень жизни позволяет удовлетворять любые потребности «ячеек общества». Однако взлет популярности обусловил и последующий спад: имидж автомобиля, за рулем которого пристало находиться домохозяйкам, претил моложавым (а также молодящимся) мужчинам, и они пересели на внедорожники. Тем не менее американцы и по сей день продолжают активно покупать минивэны – только в 2012 году они приобрели свыше миллиона таких машин.
Номером один уже 30 лет остается Dodge Caravan, в более дорогом исполнении известный как Chrysler Town&Country. В прошлом году на территории США было продано 253 тыс. таких автомобилей, что позволило модели занять 11‑е место в общем зачете и обойти, например, Ford Focus. Более того, Caravan и Town&Country продемонстрировали рост сбыта на 24 %! В 2013‑м продажи «просели» на 10 % – все‑таки машина уже не нова, – но в результате все равно превысят 230 тыс. шт. Уверенными выглядят и позиции других полноразмерных минивэнов. Так, Honda Odyssey с высокой вероятностью повторит свое прошлогоднее достижение и выйдет на цифру 130 тыс. шт. Немногим меньшего тиража добьется Toyota Sienna. В сегменте микроавтобусов на американском рынке господствует Ford Econoline (122 тыс. машин в 2012‑м, 125 тыс. в 2013‑м), который будущим летом уступит место новейшей европейской модели Transit. Что же до компактвэнов, то автомобили такого формата не интересуют американскую публику в принципе.
Прямо противоположная картина наблюдается в Старом Свете: громоздкие минивэны тут не востребованы, зато компактвэны – в большом почете. Но европейский рынок со всеми его нишами, кроме премиума, пребывает в глубокой рецессии, и лишь минувшей осенью появилась призрачная надежда на оживление торговли. А пока даже Renault Scenic, самый популярный в Европе компактвэн и обладатель 27‑го места в общем рейтинге, выглядит бледно: в 2012 году было продано 132 тыс. машин при падении сбыта на 18 %, а в 2013‑м объемы реализации сократились еще на 20 %. На 10–15 % падают и «серебряный» Ford C‑Max, и «бронзовый» Volkswagen Touran – в уходящем году в лучшем случае удастся продать 100 тыс. и 90 тыс. единиц соответственно.
Глобальные проблемы в экономике больно бьют и по сегменту легких коммерческих моделей. Прежде европейцы достаточно бойко раскупали пассажирские исполнения таких автомобилей, как Renault Kangoo, – при необходимости их удобно использовать для нужд малого бизнеса. Сейчас же наблюдается обвал спроса на 15–25 %. Что поделать, пока не до новых машин – пережить бы тяжелые времена. Вот дилеры и вынуждены демпинговать, а производители – считать убытки. Даже благополучная Германия признает достижением снижение темпов падения продаж до 5 %, а в 2014‑м мечтает выйти в ноль. Оазисом оптимизма на общем европейском фоне выглядит Великобритания, где годовой рост рынка может составить аж 10 %!
Сегменты автомобильного рынка Японии ведут себя разнонаправленно, однако в общем и целом преобладает бодрое настроение: 2013‑й закончится с падением на 4–6 %, но осенние месяцы выдались «боевыми»: рост преодолел 10‑процентную отметку! В классе субкомпактных «кей-каров» ситуация и вовсе безоблачная: к концу года эксперты ожидают увеличение объемов реализации на 3–4 %. «Кей-кары» – машинки миниатюрные, однако коробчатые кузова с высокими крышами и трансформируемые салоны позволяют причислить к компактвэнам многих представителей данного класса. Лучшего из лучших зовут Honda N-Box: в 2012‑м было продано 211 тыс. таких «малышей», а это второе место на рынке – впереди оказался лишь хетч-бэк Toyota Aqua. За N-Box вплотную следовали Suzuki Wagon R, Daihatsu Tanto и Daihatsu Move. В уходящем году ситуация немного изменилась: лидерство останется за N-Box (прогнозируются продажи в объеме 235 тыс. шт.), к нему приблизится Daihatsu Move (225 тыс. шт.), а замкнет тройку лидеров Wagon R (200 тыс. шт.).
Для японцев компактвэн служит наглядным образцом рационального использования дефицитной жилплощади, поэтому первая десятка местного рынка более чем наполовину состоит из однообъемников: помимо «кей-каров» в нее входят гибридная Toyota Prius Alpha и 7‑местная Honda Freed. А в соседней Индонезии доминирование тойотовских компактвэнов принимает просто эпические масштабы: три первых места, 170 тыс. машин и 30 % национального рынка!
Теперь – несколько слов о Китае. За пределами Поднебесной совместное предприятие SAIC-GM-Wuling Automobile известно исключительно специалистам, но на внутреннем рынке оно является одним из основных игроков. Под маркой Wuling производятся компакт- вэны разных видов и мастей; самые архаичные и консервативные пользуются колоссальным спросом по причине низких цен.
Так, модель Sunshine уже несколько лет кряду занимает в Китае первое место по продажам среди автомобилей всех типов: объем сбыта в 2011 году составил 732 тыс. шт., а в 2012‑м – 524 тыс. шт. Это самый популярный компактвэн в мире! Но удивительнее всего то, что на втором месте находится Wuling Rongguang, а на четвертом – новая модель Wuling Hongguang, которая минувшей осенью установила абсолютный рекорд на китайском рынке, выйдя на показатель 60 тыс. машин в месяц. По итогам года продажи Hongguang могут достичь 600–650 тыс. шт., что позволит этой модели войти в мировой Top-20 легковых автомобилей! Суммарный объем производства марки Wuling составляет без малого полтора миллиона машин в год – цифра сделала бы честь транснациональной корпорации.
Таким образом, говорить об угасании интереса к компактвэнам и минивэнам преждевременно – наоборот, налицо все признаки ренессанса.
Ваша заявка принята. Спасибо за участие!
Раздел избранное находится в личном кабинете
Если Вы не получали ссылку для подтверждения голоса, нажмите "Я не получил письмо" и мы вышлем Вам письмо повторно.
Хотите претендовать на призы ?
Укажите свой контактный номер телефона
Для того, чтобы Ваш голос был учтен,
пожалуйста, подтвердите e-mail
Вы можете поменять решение, проголосовав за другие модели! В каждом классе учитывается только ваш последний голос!