НЕЧТО СРЕДНЕЕ

НЕЧТО СРЕДНЕЕ

Лифтбэк Skoda Rapid представляет собой нечто среднее между седаном и хетчбэком. Такой тип кузова хорошо знаком по модели Superb, флагману чешского бренда, а также по Octavia первого поколения, место которой теперь и занимает Rapid.

Новая модель пригожа и лицом, и фигурой, но женихов нужно привлекать не только внешностью, но и интересным внутренним содержанием

Несколько десятилетий назад демографы заговорили о проблеме акселерации. Конечно, это явление новостью не стало. Так было всегда, и каждое следующее поколение оказывалось выше предыдущего. Достаточно зайти в музей и посмотреть на латы средневекового рыцаря – сегодня их можно надеть разве что на ребенка. Однако в прошлом столетии дети уже перерастали родителей настолько, что этот феномен привлек внимание ученых. Но интересно другое: акселерация распространилась и на автомобили! Экскурс в историю большинства моделей показывает, что постепенно они становились тяжелее и дороже. Зачастую, поднимаясь по «карьерной лестнице», они переходили в другой класс, оставляя после себя зияющую пустоту. Нечто подобное наблюдается и в модельном ряду марки Skoda: между седаном Octavia и компактным городским хетчбэком Fabia образовалось свободное место, которое теперь занимает Skoda Rapid.

Новая модель построена на той же платформе PQ25, что и выпускающийся в Калуге Volkswagen Polo Sedan, а значит, «играет» в бюджетном сегменте. Кроме того, в иерархии концерна VW марка Skoda стоит ниже, чем немецкая, следовательно, лифтбэк Rapid по умолчанию должен быть «беднее» и дешевле, чем Polo Sedan. Но почему-то вышло наоборот: чешская модель отличается от соплатформенника линейкой двигателей, широким выбором опций и более высокой ценой. Возможно, дело в том, что Polo Sedan ориентирован исключительно на рынки развивающихся стран, в то время как Rapid продается и в Европе.

Новый взгляд

Лифтбэк Rapid не только заполнил свободную нишу в производственной линейке чешской марки, но и стал воплощением новой дизайнерской концепции бренда. Автором этого стиля является Йозеф Кабан. Прежде чем вступить в должность главного дизайнера Skoda, а случилось это в 2008 году, он руководил разработкой экстерьера автомобилей Audi, а также полностью создал облик Bugatti Veyron: от эскизов до запуска машины в производство. С появлением Йозефа Кабана в чешской компании округлые формы и плавные линии автомобилей Skoda ушли в прошлое – появились острые углы, плоские панели и четкие грани.

Это интересно

На европейском рынке, помимо обычной Skoda Rapid, представлена версия Spaceback с кузовом хетчбэк. Она короче на 18 см, что сказалось на размере багажного отделения. Если у лифтбэка объем грузового отсека с разложенным задним диваном равен 550 л, а со сложенным – 1490 л, то у хетчбэка – 415 и 1380 л соответственно. Но это и неудивительно: автомобиль Skoda Rapid Spaceback, для которого можно заказать панорамную крышу и удлиненное тонированное стекло пятой двери, ориентирован скорее на молодежь, нежели на семьи с детьми.

Надо сказать, что основные дизайнерские решения, воплощенные в Rapid, продемонстрировал концепт-кар MissionL, показанный на автосалоне во Франкфурте в 2011 году. Конечно, в серийной машине нет необычных дверных ручек, ослепительно-белого кожаного салона, вставок из горного хрусталя и прочих элементов «высокой моды», но основная эстетическая составляющая сохранена. Речь идет о двух динамичных линиях, проходящих через весь капот. Фирменная эмблема стала монохромной и лишилась зеленого цвета, который стойко ассоциировался с автомобилями Skoda. Граненые фары выглядят дорого и в то же время строго. Их форму повторяют противотуманки в «губе» переднего бампера. А отделенная от капота решетка радиатора кажется теперь не столь массивной.

Органайзер

Новая модель пригожа и лицом, и фигурой, но женихов (то есть покупателей) нужно привлекать не только внешностью, но и интересным внутренним содержанием. В данном случае – преимуществами кузова «лифтбэк», сочетающего солидность седана и практичность хетчбэка. Грузовой отсек в Rapid выглядит словно настоящая пещера. Если размещать поклажу строго по стандарту, то есть до линии остекления, багажник вмещает 530 л. И это при полноразмерном запасном колесе! К слову, европейский вариант Skoda Rapid комплектуется «докаткой», поэтому у него емкость грузового отсека больше (550 л).

Представьте: вам нужно загрузить багажник по полной. Вы снимаете заднюю полочку и... думаете, куда ее положить. Так ведь? А в Skoda Rapid ее можно поставить вертикально за спинками передних сидений. И подобных ноу-хау в организации пространства у лифтбэка множество. Пальцев рук не хватит, чтобы пересчитать. Вот, скажем, коврик на полу багажного отделения: одна сторона у него ворсистая, другая резиновая – ее легко мыть и потому удобно использовать для перевозки пачкающихся предметов. А сколько здесь разнообразных приспособлений для крепления поклажи! Поддерживать порядок в салоне тоже не составит труда. На внутренних торцах передних кресел находятся отделения для мелочей, а подстаканник снабжен специальным вкладышем для мобильного телефона. В карманах передних дверей есть съемные емкости для фантиков, чеков и прочего мусора. Но самое необычное – это скребок для льда, прикрепленный к тыльной стороне крышки бензобака! Вообще, чешские конструкторы славятся изобретением подобных «фишек» – достаточно вспомнить фонарик в багажном отсеке Yeti или зонтик, спрятанный в задней левой двери Superb.

Инженерное меню

Впрочем, приятная внешность и большой багажник – это, конечно, хорошо, но еще не все: автомобиль должен ездить. На европейский рынок Skoda Rapid поставляется с шестью вариантами двигателей. Это два турбодизеля 1.6 TDI (90 и 105 л.с.) и четыре бензиновых агрегата: атмосферный 1.2 MPI (75 л.с.) и турбированные 1.2 TSI (86 л.с.), 1.2 TSI (105 л.с.) и 1.4 TSI (122 л.с.). Российский вариант лифтбэка лишился дизельных моторов и турбированных версий двигателя 1.2 TSI, зато обзавелся проверенным временем атмосферным 1.6 MPI (105 л.с.), знакомым по Volkswagen Polo Sedan и другим моделям VW.

Самая мощная модификация Skoda Rapid, оснащенная 122-сильным агрегатом, имеет ощутимое преимущество перед конкурентами, поскольку комплектуется 7-диапазонной роботизированной трансмиссией DSG с двумя сцеплениями, которая позволяет раскрыть возможности автомобиля в полной мере. Машина резво ускоряется, а разгоны при спокойной езде осуществляются в рамках одной-двух ступеней. Похоже, инженеры поработали над настройками коробки: теперь она не демонстрирует маниакального пристрастия к высшим передачам, и переключения проходят плавно, без подергиваний. Правда, от характерных рывков на минимальных скоростях избавиться так и не удалось. Версия с младшим мотором 1.2 MPI годится лишь для передвижения по городу – между светофорами и в пробках. При этом в салоне сохраняется тишина. А вот на загородной трассе с таким двигателем делать нечего: его потенциал явно маловат для довольно большой машины. Так что золотая середина – это мотор 1.6 MPI (105 л.с.). Впрочем, по словам дилеров, он и является самым востребованным у покупателей Skoda Rapid.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SKODA RAPID 1.2 MPI
Цена вопроса
 От 479 000 руб.
Габариты, мм 4483×1706×1461
Колесная база, мм 2602
Снаряженная масса, кг 1135
Объем багажника, л 530/1470
Тип двигателя бензиновый
Рабочий объем, куб. см 1198
Макс.мощность, л.с./об/мин 75/5400
Макс.момент, Нм/об/мин 112/3750
Привод передний
Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 175
Время разгона 0-100 км/ч, с 13,9
Дорожный просвет, мм 143
Расход топлива (средний), л/100 км 5,8
Объем бака, л 55
Лифтбэк Skoda Rapid в базовой комплектации Active, с 75-сильным мотором 1.2 MPI и механикой, оснащен по минимуму. Двигатель 1.6 MPI (105 л.с.) обойдется в дополнительные 50 000 руб. Столько же стоит автоматическая коробка передач. Автомобиль в исполнении Ambition – дороже базового на 70 000 руб. Еще 40 000 придется отдать покупателю машины в комплектации Elegance, предусматривающей климат-контроль и литые диски. Если же оснастить эту версию мотором 1.4 TSI и роботом DSG, то ее цена поднимется до 724 000 руб.