Даже недорогая двухдверная модель от массового бренда всегда несет на себе печать «не для всех» и может с полным правом считаться имиджевой. В России продажи таких машин исчисляются «всего лишь» сотнями, но зато они относительно стабильны.
Позволить себе непрактичный автомобиль с двумя дверями — значит в каком‑то смысле бросить вызов стереотипам. Иметь купе в качестве единственной машины может быть удобно разве что эгоисту. Семейный человек для такой покупки должен быть весьма обеспеченным, ведь выезд из дома сразу нескольких человек потребует транспорта повместительнее.
Поэтому нет ничего удивительного, что в статистике продаж на российском рынке представлены сплошь дорогие премиальные модели. Единственное исключение — Hyundai Veloster, но его доля не дотягивает и до 1 %, да и из продажи эта машина уже исчезла: на официальном сайте марки в нашей стране она не представлена. Еще раньше нас покинули Volkswagen Scirocco и Opel Astra GTC, которые, хотя и являются хетчбэками в строгом смысле слова, с полным правом могут быть приравнены к имиджевым моделям.
Доминирует тут Mercedes-Benz. И среди «простых», и среди премиальных купе двухдверные модификации из Штутгарта отвоевали себе по два места на пьедестале почета. Навязать им более или менее равную борьбу сумели только земляки: в первой категории это BMW 4 серии, во второй — Porsche 911 (тоже, кстати, из Штутгарта).
Сегмент менее дорогих машин четко делится на три группы. В первую вошло всего шесть автомобилей, спрос на которые в 2016 году измерялся сотнями экземпляров. Это Mercedes C-Класс купе и E-Класс купе, BMW 4 серии, smart fortwo, Audi A5 купе и Audi TT. Еще у пяти моделей счет шел на десятки, причем самый успешный из них — Porsche Cayman (66 штук). Еще семь нашли единичных поклонников, и встретить их на российских дорогах — большая удача.
Любопытно, что в группе премиальных купе все перешагнули рубеж в десять экземпляров, хотя стоимость машин здесь куда выше, да и квоты для российского рынка поскромнее. Тем не менее даже Chevrolet Corvette выкатился из дилерских шоу-румов 12 раз, а высокотехнологичный гибрид BMW i8 привлек 16 покупателей. Интересен большой разрыв в тройке лидеров. Mercedes S-Класс купе продавался вдвое лучше идущего на втором месте Porsche 911, а тот, в свою очередь, перекрыл результат Mercedes-AMG GT втрое.
В очередной раз подтверждается тезис о том, что для обеспеченных покупателей важную роль играет степень новизны их недешевого приобретения. К примеру, в 2015 году Mercedes C-Класс купе находился на закате своей карьеры, а в 2016‑м до России добралось новое поколение модели. Результат не заставил себя ждать: спрос увеличился со 137 до 584 экземпляров. Mercedes Е-Класс, напротив, успел за минувший год состариться, и буквально со дня на день до дилеров доберется его преемник. Так что снижение продаж с 1123 машин в 2015‑м до 505 в 2016‑м вполне закономерно. AG
1 место / 584 шт.
Mercedes-Benz C-Класс купе
Самое компактное купе в линейке концерна Daimler дебютировало осенью 2015 года на Франкфуртском мотор-шоу. По своей технической начинке оно не отличается от одноименного седана, предлагая широкий выбор двигателей, современный 7- или 9‑ступенчатый автомат, а также возможность заполучить машину с задним или полным приводом.
Едва появившись на российском рынке в начале 2016 года, двухдверная модель стала укреплять позиции и подниматься вверх в статистике продаж. Наибольшим спросом (340 машин из 584) пользовалась самая простая версия — заднеприводный Mercedes C180 в фиксированной комплектации «Особая серия», разработанной специально для нашего рынка. Примечательно, что треть всех автомобилей была распродана в течение I квартала, а потом ажиотажный спрос несколько поутих.
На втором месте по популярности идет «двухсотая» модификация. Она поспела только ко второй половине года, но завоевала сердца и кошельки 118 поклонников. Они предпочли доплатить за полный привод и более мощный двигатель, развивающий 184 л. с. против 156 у базового мотора. Сейчас Mercedes C200 4Matic дороже модели начального уровня на 240 000 руб., и это неплохое предложение.
Выбор «гражданских» машин со скромными четырехцилиндровыми агрегатами под капотом ограничен двумя указанными выше версиями. На следующей ступени расположилась двухдверка, которая мощнее сразу вдвое, — Mercedes-AMG C43 4Matic. Ее «шестерка» выдает 367 л. с. Ну а венчают линейку исполнения С63 и С63 S отдачей 476 и 510 л. с. соответственно. Их сверхспособности покорили 21 заказчика.
Первое место в сегменте С-Классу обеспечило сочетание двух факторов — эффекта новизны и бесконечного авторитета марки на российском рынке. BMW 4 серии, например, не спасла более низкая цена и большая мощность мотора в базовой комплектации. При этом «баварца» не назовешь стариком: его представили в середине 2013 года. Выбор версий открытого C-Класса в России невелик, но наиболее востребованные сочетания маркетологи определили верно. Отсюда и интерес клиентов. И не будем забывать, что он просто красив.
2 место / 505 шт.
Mercedes-Benz E-Класс купе
Mercedes E-Класс купе отметился снижением продаж по уважительной причине смены поколения. В 2017 году модель воспрянет и наверняка навяжет упорную борьбу более доступному С-классу
По современным меркам автомобильного мира (и уж тем более премиального сегмента!) Е-Класс уже не молод: купе дебютировало в 2009 году. В семействе Е-Класса это вторая двухдверная модель после поколения в кузове W124, сходившего с конвейера в 1980–90-е. В период выпуска 210 и 211 кузовов купе и кабриолеты были представлены серией CLK и закрывали сразу две ниши, играя и за С-Класс, и за Е-Класс. Mercedes E-Класс купе, хотя и относится по названию к среднеразмерному семейству, на самом деле построен на базе более компактного E-Класса. На это намекает индекс кузова С207, хотя должно было быть С212. Впрочем, дизайном и габаритами такая подмена никак себя не выдает. Ездовые повадки, качество материалов и количество опций — все это в полной мере соответствует статусу бизнес-сегмента, так что покупатели не почувствуют себя обманутыми.
Как и в случае с С-Классом, наибольшим спросом двухдверные модели Е-Класса пользуются в самом доступном варианте. Это 184-сильная заднеприводная машина с шильдиком Е200 на крышке багажника в «оптимизированной» комплектации «Особая серия». Из общего тиража в 505 автомобилей на долю этого варианта пришлось 405 экземпляров. Еще 87 человек предпочли чуть более мощный Mercedes E250. Улучшенных модификаций у модели не было, что наверняка заставило некоторых покупателей отправиться в салоны конкурентов: быстрые двухдверки предлагают и Audi, и BMW.
В течение года продажи Е-Класса в кузове «купе» неуклонно снижались. В последнем квартале владельцев находили всего 8–11 машин в месяц. Это легко объяснимо. До России доехал седан следующего поколения, и потенциальные покупатели предпочли подождать свежую двухдверную модель, вместо того чтобы тратиться на уходящую со сцены. Купе официально представили под занавес 2016 года, и его поставки в Россию начнутся в самое ближайшее время. Цены уже известны: от 3 240 000 руб. за базовую версию Е200 со 184 л. с. под капотом до 4 870 000 руб. за полноприводный 333‑сильный Е400. Со сменой генерации продажи имиджевого Е-Класса наверняка заметно вырастут. Правда, пока ничего не слышно о заряженных купе от AMG, которых покупатели ждут уже несколько поколений.
3 место / 461 шт.
BMW 4 cерии купе
BMW 4 серии проигрывает прямому конкуренту из Штутгарта, но если вам интересен дизельный двигатель и полный привод, то баварская модель выглядит привлекательнее
Начиная с 1980‑х годов, когда дебютировал BMW 3 Series Е30, в семействе всегда был широкий выбор типов кузова: седан, универсал, купе или кабриолет. Несколько лет назад баварцы решили расширить линейку своих моделей, и в рамках одной серии им стало тесно.
Результат — разделение на 3 и 4 серии. К первой приписали практичные модификации: седан, универсал и примкнувший к ним хетчбэк GT (Gran Turismo), во вторую выделили купе, кабриолет и еще одну новинку — четырехдверное купе Gran Coupe, в профиль не сильно отличающееся от «семейного» GT. Аналогичные метаморфозы произо-шли несколькими годами ранее с BMW 5 серии, которые дополнили машины 6 серии. А с 2014 года двухдверки стали самостоятельной 2 серией. Первенцем с шильдиком, начинающимся на четверку, стало купе в кузове F32. Его премьера состоялась летом 2013‑го, а дебют на автосалоне — осенью того же года.
В российском прайс-листе значатся восемь модификаций BMW 4 серии, от базовой с мотором в 184 л. с. до М4, в распоряжении которой 431 л. с. Баварцы предлагают больший выбор, чем их конкуренты из Штутгарта: четыре полноприводных исполнения против трех у С-Класса плюс дизель, недоступный для покупателей машины с трехлучевой звездой. Все ведущие колеса можно заказать для двухдверных моделей мощностью 184, 190, 249 и 326 л. с., причем последний двигатель сочетается исключительно с трансмиссией xDrive.
Интересно, что 2‑литровый дизель отдачей 190 л. с. оценивается всего на 20 000 руб. дороже, чем бензиновый агрегат аналогичного объема в 184 л. с. Обычно разница в стоимости оказывается более существенной. При этом мотор на тяжелом топливе обеспечивает выигрыш в динамике и заметно меньший расход топлива. Покупатели оценили такой ход BMW: исполнение 420d xDrive оказалось популярнее, чем 420i xDrive (110 машин против 73). На третьем месте — BMW 420d xDrive Gran Coupe (66 машин), на четвертом — М4 (50).
В начале 2017 года баварцы провели рестайлинг автомобилей 4 серии. В России они появятся весной-летом и наверняка оживят интерес к модели. Правда, вряд ли легкого фейслифта хватит для того, чтобы опередить хотя бы один из «Мерседесов».
купе «премиум»
1 место - 428 шт. Mercedes-Benz S-Класс купе /2 место - 207 шт. Porsche 911 / 3 место - 72 шт. Mercedes-Benz AMG GT
Сегмент премиальных двухдверных моделей по объему втрое меньше, чем менее дорогих: за год было продано 900 автомобилей. Почти половину из них обеспечил Mercedes-Benz S-Класс купе. Эта машина и BMW 6 серии купе единственные в группе являются не чистыми спорткарами, а просто имиджевыми версиями более практичных четырехдверных «собратьев».
Только один покупатель S-Класса сделал выбор в пользу заднеприводной модификации (427 заказчиков из 428 остановились на исполнении 4Matic), зато он получил купе с двигателем V12 мощностью 630 л. с. и разгоном до «сотни» за 4,1 с. Повышенный интерес к S-Классу вполне объясним: это абсолютно «гражданский» автомобиль с непревзойденным уровнем комфорта.
Второе место (207 проданных экземп-ляров) завоевал Porsche 911. Компания показывает на кризисном российском рынке феноменальные результаты. В 2015‑м продажи выросли на 12 %, в прошлом году просели на 6 %, но и это очень неплохой результат. Основную кассу делают кроссоверы, но и 911‑й, как видим, весьма неплохо выступает в своем сегменте. Поклонников скорости не отпугнул даже тот факт, что после рестайлинга двухдверные модели в 991‑м кузове перешли исключительно на турбомоторы. Больше половины продаж (122 машины из 207) пришлось на не самые простые исполнения — Carrera 4S и Turbo S, обе с полным приводом и роботизированными коробками. Заднеприводные Porsche выбрали всего 57 человек.
Замыкает тройку лидеров с показателем 72 проданных автомобиля Mercedes-AMG GT. Особого выбора у заказчика нет: только V8 с двойным наддувом объемом 4 л, задний привод и преселективный робот. Варьируется лишь отдача мотора — 462 или 510 л. с., причем дополнительные 48 «лошадей» оцениваются недешево: в 900 000 руб. Неудивительно, что большая часть клиентов остановилась на базовом варианте. Отметим, что навязать равную борьбу главному конкуренту — Porsche 911 — «Мерседесу» так и не удалось. AG
К списку тест-драйвов
Комментарии