Главное за неделю: итоги года российского рынка новых автомобилей, электромобили полетят, гибриды в России подорожали, эпатажный Cybertruck задерживается, налог на роскошь не пересмотрят (опять!)

Ассоциация европейского автобизнеса в России подвела итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на отечественном рынке. Всего в 2021 году было продано 1 666 780 автомобилей – этот показатель на 4,3 % больше, чем в 2020-м. Однако не все так радужно. В своей речи председатель Комитета автопроизводителей доктор Томас Штэрцель, заявил: «Положительные показатели 2021 года обусловлены динамикой роста только второго квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, на который оказал сильное влияние локдаун. Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 года завершилась огромным снижением на 19,9 % в декабре, когда было продано всего 133 470 автомобилей. Все это ‒ результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т. д. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается».

Тем не менее с 2015 года российский автомобильный рынок остается достаточно стабильным, и покупателей ежегодно находят от 1,4 до 1,8 млн автомобилей. «Исходя из того что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года, Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3 % при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц», ‒ заявил председатель Комитета.

По данным АЕБ, лидерами в сегментах являются внедорожники, на которые пришлось 47 % спроса. Второй по массовости сегмент ‒ легкие коммерческие автомобили – занял 7,8 % рынка. Тенденцию к значительному росту в процентном отношении показали и электромобили, которых было реализовано 1001 штука. «Я ожидаю, что этот рынок будет удваиваться с каждым годом, так как на нем появляется больше новых игроков», ‒ ранее заявлял Томас Штэрцель.

***

Японский стартап SkyDrive Inc. представил функционирующий прототип электрического летающего автомобиля на выставке CES 2022 в Лас-Вегасе. SkyDrive не единственный производитель, мечтающий запустить в массовое производство транспортное средство с нулевым уровнем выбросов и возможностью вертикального взлета и посадки – над аналогичными проектами работают Hyundai и General Motors.

«Модель SD-03 ‒ кульминация нашего опыта в области технологий беспилотных летательных аппаратов и аэродинамики, ‒ говорится в заявлении главного операционного директора SkyDrive Такехиро Сато. ‒ Мы хотим, чтобы транспортные средства без выбросов SkyDrive взлетали и приземлялись на вашей парковке и вертолетных площадках на крышах зданий и сделали локальные авиаперелеты реалистичным ежедневным выбором для городского транспорта».

Длина и ширина SD-03 ‒ около 4 м, высота ‒ около 2 м. Электромотор приводит в движение восемь пропеллеров, вес аппарата чуть больше 400 кг. По данным компании, аппарат развивает максимальную скорость около 50 км/ч и пока летает в течение 5‒10 минут в зависимости от условий. Модель SD-03 уже проходит испытания в Японии, компания несколько раз тестировала транспортное средство, летая на нем в строго контролируемых условиях в трех метрах от земли. Аппарат способен эффективно справляться с налетом птиц или отказом аккумулятора, что позволяет транспортному средству безопасно приземлиться или же завершить первоначально запланированный полет.

Марк Блэквелл, менеджер по исследованиям и разработкам SkyDrive, заявил во время выставки CES, что компания надеется получить «сертифицированный» автомобиль к 2025 году. Он отметил, что предстоит проделать дополнительную работу, в частности, по снижению шума, повышению безопасности и увеличению дальности полета, что потребует изменения в конструкции. К 2030 году летательный аппарат должен иметь дальность полета 20 км и быть автономным, сказал он, добавив, что «пользователь будет эффективно планировать полеты».

***

Министерство финансов пересмотрело порядок расчета акциза на гибридные автомобили. До недавнего времени действовали правила Росстандарта и ФТС от 2011 года, в соответствии с которыми считалось, что «ДВС в гибридном электрическом транспортном средстве выполняет функции основного силового агрегата и первичного источника электрической энергии, необходимой для работы электродвигателей, поэтому говорить о суммировании мощностей основного силового агрегата и электродвигателей, образующих в комплексе гибридную силовую установку, некорректно».

Теперь же в расчет будут брать и мощность двигателя внутреннего сгорания, и электромотора. Кроме того, увеличена таможенная стоимость авто, которая берется за основу при расчете НДС и применительно к автомобилям с пробегом. В результате импортерам придется раскошелиться на суммы в сотни тысяч рублей, превышающие прежние платежи. Естественно, все расходы в итоге переложат на плечи потенциальных покупателей.

Решение выглядит как минимум непродуманным. Есть подозрение и в том, что авторы идеи не очень хорошо знакомы с конструкцией гибридных машин. Конструктивно разные типы гибридов имеют принципиальные отличия, и роль электромоторов и ДВС в них неодинакова. В полных гибридах (full hybrid) для привода колес используется и ДВС, и электродвигатель. В умеренных (mild hybrid) электродвигатель несет функцию вспомогательного ‒ для кратковременного увеличения мощности при разгоне. У последовательных гибридов двигатель внутреннего сгорания в принципе не вращает колеса, а служит для подзарядки тяговых батарей, машина же представляет собой фактически электромобиль. Очевидно, что при таком раскладе прямолинейный метод сложения мощностей для расчета мощности некорректен. Что подтверждается и данными производителей – они никогда не суммируют мощности при расчете общей отдачи силового агрегата, состоящего из ДВС и электромотора.

Тем не менее желание снять сливки с растущего сегмента привели к инициативе пересмотреть мнение в пользу «некорректного» решения.

***

В свое время Илон Маск поднял настоящую волну хайпа вокруг брутально-эпатажного пикапа Cybertruck. В июле прошлого года генеральный директор Tesla заявил, что его не беспокоит успех или неудача Cybertruck: «Мне все равно. Мне он так нравится, даже если другие и не делают такого». С тех пор старт модели неоднократно откладывался. И вот теперь – очередная пауза, связанная, по инсайдерским данным, с некоторыми обновлениями, призванными обеспечить конкурентоспособность пикапа в связи с притоком на рынок США новых моделей конкурентов с электроприводом. R1T Rivian произведен в 2021 году в объеме 1015 штук; GMC Hummer SUT начал сходить с конвейера в производственном центре General Motors new Factory Zero EV в последние недели декабря; весной должен появиться Ford F-150 Lightning, на который уже собрано 200 000 предзаказов. GM тоже планирует нанести удар новым полностью электрическим Chevrolet Silverado EV.

Cybertruck стал первым электрическим пикапом «на батарейках», показанным публике. Он дебютировал в ноябре 2019 года и был запланирован к продаже в конце 2021 года. Теперь ожидается, что производство начнется в первом квартале 2023 года. Предполагаемый радиус действия Cybertruck составит 400 км с возможностью увеличения до 560 и 800 км. Время разгона до 100 км/ч ‒ менее 6,5 с. При этом пикап способен буксировать до 3400 кг, что для многих американцев является большим плюсом.

Стартовая цена нового «грузовика» в США составит 39 900 долларов за одномоторную модель с задним приводом, поднимется до 49 900 долларов за двухмоторную полноприводную версию и достигнет 69 900 долларов за трехмоторную полноприводную версию.

***

Инициативы пересмотреть ставки налога на роскошь, введенного в 2014 году, возникают в нашей стране все чаще. Виной тому резкое удорожание автомобилей, в связи с чем в список «роскоши» Минпромторга попали модели Kia, Toyota, Mazda, Nissan, Skoda, Volkswagen и Peugeot. Здравые предложения высказывают в том числе и такие гранды, как Ассоциация европейского бизнеса в России. Здесь предлагают повысить порог вдвое, с нынешних 3 млн рублей до 6. Менее радикальный вариант исходил от депутатов Госдумы – предлагалось поднять планку хотя бы до 4 млн. Но и эта инициатива не нашла поддержки в правительстве.

Законопроект предлагал ввести повышающий коэффициент 1,1 применительно к легковым автомобилям ценой от 4 до 7 млн рублей, коэффициент 2 для моделей в ценовом диапазоне 7‒15 млн рублей, коэффициент 3, если машина оценена в 15‒22 млн рублей и более. Однако пока все остается по-прежнему: владельцы авто ценой от 3 до 5 млн рублей платят транспортный налог с коэффициентом 1,5, дороже 5 млн рублей – с двойным коэффициентом, свыше 10 млн рублей ‒ с тройным.

К списку тест-драйвов

Комментарии