Главное за неделю: экзамен на «права» по-новому, «Крым» оценили в рублях, дефицит на вторичке, черный цвет – вне закона

Очередная инициатива от МВД РФ предлагает пересмотреть перечень навыков водителей, подлежащих проверке при сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения. Естественно, ни о каких послаблениях речь не идет, наоборот – обсуждаются новые обязательные упражнения.

МВД предлагает включить в новый административный регламент проведения экзаменов 19 пунктов. Многое в него перенесли из ныне действующего, например, заезд на эстакаду и в гараж задним ходом, но есть и новые. Например, обязательными могут стать проверка кандидата на умение совершать разворот в ограниченном пространстве одновременно с движением задним ходом, а также тест на проезд железнодорожного переезда и нерегулируемого перекрестка и безопасное перестроение между рядами. Еще одно важное отличие заключается в том, что в случае принятия регламента желающие получить заветный кусок пластика будут доказывать свою водительскую состоятельность не на площадке, как сейчас, а в реальных городских условиях. При этом теоретическая часть экзаменационной программы должна остаться без изменений. Если инициатива МВД будет одобрена, новый регламент сдачи экзаменов вступит в силу 1 апреля 2021 года.

***

Проект по созданию молодежного родстера «Крым» существует уже много лет. Прототипы машины возникают с завидной периодичностью, каждый раз поднимая волну обсуждений поклонников идеи. Первые разговоры о цене на «Крым» пошли в 2016 году – тогда прозвучала сумма в 650 000 рублей, а годовой объем выпуска авторы проекта оценивали в 30 000 штук.

Тремя годами позже проект «подорожал» до 800 000 рублей за базовую версию. И вот новый поворот: разработчики «Крыма» из МГТУ им. Баумана провели маркетинговые исследования, по результатам которых вывели цену в пределах 750 тысяч рублей, но при соблюдении нескольких условий. 

Во-первых, получение машино-комплектов АВТОВАЗа по льготным ценам. Во-вторых, выпуск не менее 1000 автомобилей в год. Рассматривается и вариант с продажей клиентам кит-каров – своеобразного конструктора для самостоятельной сборки.

Если все пойдет по плану, то «Крым» будет оснащаться 106-сильным мотором ВАЗ-21127 или -21129 в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач или 7-ступенчатым автоматом российской компании КАТЕ. Она известна благодаря участию в проекте «Кортеж», а также разработкой и производством трансмиссии для лимузина Aurus. Ходят слухи о подготовке турбоверсии тольяттинского мотора. Еще один прожект – использование мотора разработки ФГУП НАМИ объемом 2,2 л и мощностью 245 л. с. Хотя «Крым» и приобретает реалистичные очертания, до производства по-прежнему далеко. В настоящий момент ведется сборка третьего прототипа.

***

Ажиотажный спрос на новые автомобили в России, вызвавший даже дефицит особо успешных моделей, привел к увеличению количества сделок на вторичном рынке. Рост спроса продолжается уже почти полгода и в октябре составил 12 %. С начала 2020 года по октябрь включительно в России было продано почти 4,5 миллиона автомобилей с пробегом – столько же, сколько за весь 2019 год.

По данным аналитического агентства «Автостат», в октябре совершено 588 тысяч сделок с подержанными автомобилями. Вслед за новыми авто растут цены и на вторичке, причем на волне ажиотажа даже опережающими темпами. Солидный процент подержанных автомобилей скопился у дилеров, которые получали машины в трейд-ин, но и здесь разметают все хорошие варианты. Очевидно, процесс когда-то должен остановиться, но до конца года ситуация вряд ли изменится.

По данным компании «Авто.ру», самыми популярными подержанными моделями последних дней стали Ford Focus, Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada 2114 Samara, Toyota Corolla, Lada Priora, Lada 2107, Lada 4×4 и Lada Granta. В десятку популярных вошла также Toyota Camry. Средняя стоимость подержанных экземпляров в России составляет 350 000 рублей.

***

Власти пытаются разобраться с более чем 300 тысячами автомобилей с армянской регистрацией, находящихся на территории России. До 2020 года ушлые автолюбители и перекупщики пользовались брешью в российском законодательстве и ввозили в нашу страну иномарки из Армении, которые обходились чуть ли не вдвое дешевле.

Секрет аукциона неслыханной щедрости заключался, по сути, в уклонении от уплаты таможенных пошлин. При этом владельцы армянских номеров пользовались и еще одной «льготой»: на иностранные номера не приходили штрафы с дорожных камер. Очевидно, такая ситуация не могла продолжаться бесконечно, и в прошлом году лазейку закрыли. Теперь все машины с армянским учетом должны быть задержаны и отправлены на штрафстоянку до момента переоформления в соответствии с законом.

Однако сотни владельцев настаивают на том, что на момент ввоза в Россию информации о необходимости уплаты таможенных сборов не было, поскольку Россия и Армения состоят в Таможенном союзе.

Разрешить непростую ситуацию призвана Общественная палата, разрабатывающая рекомендации для Правительства и Госдумы. Рассматриваются разные варианты. Например, просто разрешить российским гражданам ставить такие машины на учет до 2023 года, изменив правила регистрации и дополнив соответствующим пунктом. Обсуждается и предложение о прохождении таможенного оформления по сниженным ставкам. Но чем закончится эта эпопея, пока не ясно, так что лучше воздержаться от покупки такого варианта и дождаться точки в этой истории.

***

Непонятно, как будут выходить из ситуации автомобилисты из Туркменистана, в чьем пользовании автомобили определенного цвета. Глава государства Гурбангулы Бердымухамедов приказал запретить на территории страны все черные машины. Мало того, под санкции попали даже отдельные элементы черного цвета. Расплачиваться за это, мягко говоря, неоднозначное решение автомобилистам приходится из своего кармана. Естественно, на перекраску деталей и кузовов денег им никто не выделит.

Слухи о нетерпимости главы Туркменистана к черным машинам начали просачиваться с территории закрытого государства еще несколько лет назад. Но тогда о столь радикальных методах речь не шла. В конце лета непослушных стали «просто» наказывать на сумму около 4500 в пересчете на рубли, а теперь под запретом и регистрация транспортных средств.

Похоже, Гурбангулы Бердымухамедов решил поспорить с Генри Фордом, которому принадлежит крылатая фраза: «Автомобиль может быть любого цвета, при условии, что он черный». Правда, аргументы у американца убедительнее – просто черная краска в начале XX века была самой дешевой.