Главное за неделю: большой рост российского рынка, в России придумали светофоры будущего, трасса М-12 будет сильно длиннее задуманного

За первое полугодие 2021 года спрос на новые автомобили в России вырос на 36,9 % по сравнению с январем – июнем 2020-го. Владельцев нашли 870 749 машин. И даже по сравнению с докризисным 2019 годом есть прогресс – на 5,1 %. Доля кроссоверов и внедорожников в структуре продаж достигла почти 46 %. В АЕБ сочли возможным скорректировать прогноз на этот год с +2,1 % до +9,8 %, до 1 756 000 автомобилей за год.

Уверенно лидирует «Лада», продажи которой выросли более чем вдвое, до 200 219 машин. Kia на втором месте с результатом в 108 344 автомобиля. Больше ста тысяч единиц сумели продать за полгода только эти два бренда. 

В лидирующей группе самый существенный прогресс у марки Skoda (+54 %), а Nissan продолжает падать (-2 %). Chery показала рекордный рост на 428 %. Вместе с земляками из Haval они уже обошли, в частности, бренды Mazda, Mitsubishi и УАЗ.

Из моделей лучше остальных продаются «Лада Гранта» (71 208 штук), «Лада Веста» (57 031 штука) и Kia Rio (44 750 штук). Две «Нивы», классическая и бывшая Chevrolet Niva, отныне входят в статистику одной строкой, поэтому формально спрос на модель взлетел в полтора раза, до 30 108 автомобилей. Toyota RAV4 ненамного опережает Volkswagen Tiguan в споре за первое место в классе средних кроссоверов, а вот Kia K5 сумел обойти Toyota Camry в сегменте больших седанов.

***

Студия Артемия Лебедева представила свое видение светофоров будущего. В этом им помогал Центр промышленного дизайна Уральского оптико-механического завода. Идей две – для сегодняшнего дня и для недалекого будущего.

В первом случае светофор превратился в прямоугольник, который весь горит одним цветом. Для людей с нарушениями восприятия оттенков предусмотрены подсказки («Стой», «Внимание», «Можно ехать»), которые расположены на том же уровне, что и красный, желтый, зеленый сигналы в традиционном светофоре. 

Дополнительная поворотная секция больше не нужна, она включается в рамках основного прямоугольника. Туда же без проблем добавляется табло обратного отсчета времени.

Для будущего дизайнеры предлагают анимированный светофор с полноценным цветным дисплеем. На него могут выводиться анимированные сигналы, дорожные знаки и предупреждающие надписи. Авторы идеи считают, что такие устройства будут безопасны, окажутся легко читаемыми и смогут заменить собой часть дорожных знаков. Кроме того, в корпус светофора можно встроить камеры и различные датчики для контроля дорожной ситуации.

***

Трасса М-12 изначально планировалась как связывающая Москву и Казань, альтернатива крайне загруженному шоссе М-7 «Волга». Однако за последние несколько месяцев концепция сильно поменялась.

Сначала президент России Владимир Путин поручил продлить дорогу до Екатеринбурга. Об этом говорили и раньше, однако сроки реализации назывались расплывчатые: сначала – стройка до Казани, а там видно будет. 

Но глава государства дал на реализацию всего проекта до столицы Урала три года. Так что этот отрезок должен быть готов в 2024-м.

Теперь же план – продлить магистраль до Тюмени и Челябинска. Сейчас на строительстве работает 7000 человек, к сентябрю их будет уже 15 000. Рабочих привлекут из Белоруссии, Узбекистана и Киргизии. Первые участки трассы М-12 обещают открыть для движения уже в следующем году, а затем поэтапно открывать дорогу в 2023–2024 годах.

***

ГИБДД хочет усложнить жизнь тем, кто намерен сдавать экзамен на права со шпаргалками. Ведомство хочет использовать специальное оборудование, чтобы во время теоретической части глушить сигналы сотовой сети, Bluetooth и Wi-Fi. Использовать для подсказок смартфон кандидаты в водители не смогут. В автоинспекции отметили, что нужное оборудование есть в распоряжении российской полиции.

Видимо, статистика сдачи на права ухудшится. В 2020-м с первой попытки не сдавали теорию 59 % учеников, практику на площадке проваливали 58 %, в городе – 74 %. Удручающая статистика и среди тех, кто уже раньше получал водительское удостоверение. Речь идет о лишенных прав за грубые нарушения. Чтобы вернуть документ, нужно заново сдать теорию. С первого раза это удается менее чем половине водителей.

В ГИБДД намерены и далее ужесточать контроль за выдачей водительских прав.

***

Производство электромобилей остается убыточной сферой автобизнеса. Сравнительно небольшие объемы выпуска не позволяют удешевить компоненты. Очень дорогими остаются основные элементы таких машин – аккумуляторы. И хотя о скором «прорыве в технологиях» говорят уже несколько лет, его не происходит. В результате автомобильные концерны вынуждены покрывать убытки за счет инвестиций или выручки от продажи традиционных машин. Но скоро, как рассчитывают в Audi, ситуация изменится.

Немецкий бренд прогнозирует, что уже через три года выпуск электрокаров станет прибыльным делом. Глава компании Маркус Дюсманн уверен, что переломным станет 2024 год. И после того, как «зеленые» модели выйдут в плюс, собирать бензиновые и дизельные станет неинтересно. Это означает, что темпы перехода на электротягу вырастут. Согласно прогнозам Audi, в 2025 году рентабельность электромобилей достигнет 11 %.

Напомним, что с 2026 года «кольца» намерены прекратить разработку новых моделей с ДВС, а с 2033-го выпускать только электрические модели. Дилеры устранятся от продаж и станут выдавать лишь проданные самой компанией онлайн автомобили.