Беспилотники поедут по Москве

30.04.2019

Столица России готовится к запуску беспилотного общественного транспорта. Первые беспилотники могут поехать по Москве уже через 10 лет. Сегодня город создает для них необходимую инфраструктуру и правовое регулирование.

Москва является одним из мировых лидеров по внедрению инноваций в области транспорта. Это подтвердило исследование международной консалтинговой компании McKinsey. По использованию информационных технологий на благо горожан столица России обошла Париж и Берлин и была названа одним из самых умных мегаполисов мира. Важную роль в этом сыграла внедренная в Москве интеллектуальная система управления транспортом.

В столице работает более 40 тысяч светофоров, 2510 камер телеобзора, 175 дорожных табло, 3700 детекторов и 48 метеостанций. Ежедневно в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) поступает более 350 миллионов пакетов данных с разных точек: с детекторов транспорта, комплексов фотовидеофиксации, треков бортового оборудования подвижного состава, общественного транспорта, видеокамер. Все эти сведения проходят обработку на серверах московской интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Она контролирует работу более 10 тысяч единиц наземного транспорта на всех городских маршрутах, отслеживает свыше 192 тысяч автомобилей такси и более 20 тысяч машин каршеринга. Всем оборудованием управляют информационные системы. Они ищут и принимают решения по эффективному управлению дорожно-транспортным комплексом города. И это только начало. Дальше будет интереснее.



С расчетом на будущее

Уже сегодня транспортная система создается с расчетом на использование беспилотников. В электронные карты города, дорожную разметку, систему светофоров и управления движением закладываются вводные, чтобы в будущем беспилотный транспорт мог ездить по Москве без всяких ограничений.

Столичные власти подписали соглашение о сотрудничестве в развитии беспилотного транспорта с ведущими российскими компаниями, занимающимися разработками в этой сфере. Партнерами Москвы стали компания «Яндекс», в активе которой уже есть успешные разработки беспилотных автомобилей, главный российский научно-исследовательский институт в области автотранспорта «НАМИ», «Группа ГАЗ», много лет ведущая собственные разработки беспилотников, и один из ведущих отечественных производителей грузового и пассажирского транспорта ПАО «КамАЗ».

Но прежде чем беспилотники поедут по Москве, необходимо решить вопросы безопасности и права. Собственно, именно безопасность движения является главным драйвером мирового развития автопилотируемых автомобилей. Эксперты уверены, что лишь умный компьютер сможет гарантировать безаварийную езду. Статистика свидетельствует, что именно ошибки водителя являются наиболее частой причиной ДТП, как в нашей стране, так и во всем мире.

Открытым остается и вопрос правоприменительной практики. Пионером в создании новых законов выступили США, где беспилотным системам дали зеленый свет (однако при жестком контроле со стороны надзорных органов). Прорабатывается законодательство и в странах Евросоюза, где уже сейчас определено, что ответственность за автопилотируемый автомобиль несет человек за рулем. В России создание законодательной базы пока лишь в начале пути. Столичные власти обещают взять на себя бюрократические вопросы, чтобы были скорее выработаны общие законы для всей страны. Правовое регулирование задаст направление для развития беспилотников и позволит автопроизводителям и научным центрам заниматься исключительно практической работой.


Как помогает интеллектуальная система

Несмотря на опережающее развитие в сфере автопилотов, нам еще придется подождать появления беспилотных электробусов и трамваем на московских дорогах. Однако интеллектуальная транспортная система Москвы помогает горожанам уже сегодня. С помощью видеокомплексов осуществляется постоянный контроль за городским движением. Специалисты ЦОДД держат ситуацию на столичных дорогах под контролем. В операционном зале в здании ЦОДД установлены десятки мониторов. По ним можно отследить появление затора и изменить работу светофоров, чтобы скорее пропустить поток транспорта. Можно увидеть ДТП, которое затрудняет движение, и быстро прислать на место сотрудников, чтобы оказать помощь и убрать поврежденные автомобили с дороги. Можно оценить эффективность работы общественного транспорта и внести изменения в график маршрутов.

Впрочем, какой бы умной ни была система, многое зависит и от людей, в том числе от горожан. Поэтому в Департаменте транспорта Москвы всегда работает горячая линия, куда можно сообщить о проблеме или внести предложение.


К списку тест-драйвов

Комментарии