Стоит ли бояться автомобилей параллельного импорта?

07.12.2022

Развитие поставок автомобилей по схемам параллельного импорта является одной из тем проходящего в настоящее время исследовательского проекта «Рейтинги Авто Года – 2022». Насколько механизмы параллельного импорта могут быть привлекательны для потребителей в текущих условиях? Об этом в интервью Autogoda рассказывает Андрей Корякин, директор по маркетингу группы компаний Car Expo.

– Андрей, насколько важна схема параллельного импорта для российского автомобильного рынка в текущих условиях?

– Если говорить о российском автомобильном рынке в целом, то есть о сложившейся за почти три десятилетия структуре взаимоотношений между импортерами и продавцами автомобилей, их клиентами и поставщиками дополнительного оборудования и услуг (финансовых, страховых и пр.), то схема параллельного импорта не просто привлекательна, а становится фактически единственным рабочим каналом удовлетворения спроса со стороны аудитории брендов, покинувших наш рынок.

– В чем плюсы и минусы для потребителя поставок по параллельному импорту?

– Основное преимущество поставок по параллельному импорту для потребителя заключается в том, что они позволяют ему не менять своих сложившихся предпочтений, покупать и эксплуатировать автомобили тех марок, к которым он привык и которые соответствуют его статусу, стилю и образу жизни. Более того, для потребителя открываются новые возможности, ведь ни для кого не является секретом, что зачастую модельная линейка, представленная у официальных российских дилеров, сильно отличалась от таковой в других регионах мира. Не говоря о том, что многие интересные бренды и вовсе не были представлены на территории РФ. Основные риски для потребителя на текущем этапе развития параллельного импорта кроются в том, что его механизмы находятся в стадии становления, то есть нормативная база, логистические каналы, а также инструменты контроля и регулирования до конца не сформированы. Это потенциально открывает окно возможностей для недобросовестных продавцов и поставщиков.

– Какие автомобили, на ваш взгляд, в большей и, наоборот, меньшей степени подходят для поставок по параллельному импорту? 

 – Для поставок по параллельному импорту подходят абсолютно все автомобили, да и просто транспортные средства, потому что нельзя не учитывать мотоциклы, спец- и рекреационную технику, суда, легкомоторную авиацию и пр. Однако надо понимать, что ряд марок не покинули российский рынок и сохранили свое присутствие в так называемом «официальном» его сегменте. Наверное, смысла ввозить по схеме параллельного импорта модели, поставляемые официальными дистрибьютерами, несколько меньше, чем на рынке не представленные.

– Какая доля по поставкам новых автомобилей по параллельному импорту может быть достигнута в текущем и следующем году?

– Как любой фактор, обостряющий конкуренцию, параллельный импорт если и повлияет на российский рынок, то только позитивно. Его успешное развитие не затруднит возможный возврат ведущих иностранных автобрендов в Россию, а напротив, спровоцирует и ускорит его. Если не принимать во внимание феноменально низкие показатели, которые в силу ряда известных причин будут продемонстрированы рынком в уходящем году, его минимальная емкость, по мнению абсолютного большинства экспертов, составляет плюс-минус 1,5 млн автомобилей в год. Иных инструментов, позволяющих оперативно закрыть сложившийся разрыв в 700–800 тысяч авто, доступных рынку, в данный момент просто не существует. Что же касается производственного потенциала внутри России, то есть локализованных площадок ушедших брендов и исторически отечественных производителей, то уже наметился четкий тренд на их переход под контроль государства либо производителей из дружественных государств, выводящих на российский рынок новые для него бренды. Этот процесс находится полностью в сфере государственного регулирования, а потому однозначно не будет испытывать сильного негативного влияния со стороны параллельного импорта. Иными словами, оба эти канала наполнения рынка в перспективе будут гармонично сосуществовать, от чего в конечном итоге выиграет потребитель.

К списку интервью

Комментарии