ЭРА-ГЛОНАСС. Лечим или калечим?

Многие автолюбители знают, что с 1 января этого года любой новый или ввезенный подержанный автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС. 

Первые машины с кнопкой SOS стали появляться еще в прошлом году, но, естественно, никакой статистики по работе системы накоплено не было. Думаю, и этот год не будет показательным. Дилеры уверенно распродают автомобили 2016 года, а многие автомобильные производители притормозили вывод новых моделей на российский рынок. Ведь если ты продаешь машину, на которую получено ОТТС (одобрение типа транспортного средства) до 2017 года, то оборудовать системой ЭРА-ГЛОНАСС не нужно. Но это лишь инерция рынка, уже очень скоро обязательное использование ЭРА-ГЛОНАСС почувствуют и производители, и покупатели.

ee1b6e5fa782122541ed193c85a7732b.png

Впрочем, моя колонка не о регламенте, а о последствиях. Самый жесткий удар ЭРА-ГЛОНАСС нанесла по автолюбителям, живущим за Уралом. Правый руль фактически попал под полный запрет. Чтобы ввезти автомобиль из Японии и поставить его в России на учет, необходимо прикупить еще два таких же автомобиля, оснастить их ЭРА-ГЛОНАСС передать сертификационному органу, чтобы они провели два краш-теста и выдали необходимую бумагу, мол, машина годится для езды по нашим дорогам. То же самое касается любого автомобиля, который ввезен частным образом из-за границы: будь то двухлетний «Мерседес» из Германии или винтажный «Жук» из Мексики. Или даже «Форд Мустанг» 1967 года выпуска. Коллекционеры, вам теперь придется искать на аукционе не одну, а сразу три машины. Конечно, если вы собираетесь выезжать на дороги общего пользования.

Но давайте вернемся в такие города, как Хабаровск или Владивосток, где подавляющее большинство автопарка составляют праворукие «японцы». Пересадить человека с «Тойоты Марк-2» на «Ладу Весту» можно только под пытками. Представьте, каждый день вы ели на обед шикарный стейк за 100 руб., и вдруг вам говорят: стейки запретили, есть только перловая каша за 150 руб. Но стейк наверняка можно купить из-под полы. Значит, появятся теневые схемы легализации праворуких автомобилей. Нет, я не прав, не появятся, уже появились. Поверьте, об этом уже скоро начнут писать средства массовой информации, просто и у нелегального рынка есть инерция.

8c7b3b910536cffafec44d262a261e1e.jpg

Идем дальше. Все помнят, что в момент кризиса Россию покинул ряд автомобильных компаний, другие же туго затянули пояса. ЭРА-ГЛОНАСС в этой экономической ситуации лишь подлила масла в огонь — из прайс-листов исчезают некоторые модели. Нет, они не представляют опасность на наших дорогах, напротив — компании уводят современные высокотехнологичные машины, которые просто не попадают в топ-продаж. Я понимаю, что читателю этого блога не слишком-то интересно, будет продаваться у нас «Ламборджини» или нет. Но, поверьте, я не пытаюсь рассуждать на тему: кому щи жидкие, а кому жемчуг мелкий. Я говорю лишь о тенденции. Если машина убыточная, то поставлять ее не станут. А значит, большинство «нишевых» автомобилей будут продавать в России, лишь пока на них действует ОТТС, полученное до 2017 года.
Вы спросите: кто заплатит за ЭРА-ГЛОНАСС? Не будьте наивными — вы и заплатите, вы — покупатели новых автомобилей. Трудно назвать точную стоимость подорожания машин, ведь все зависит от объемов продаж той или иной модели. Эксперты уверяют, что в среднем это будет 20–30 тыс. руб.

a42cb87ec1b2d098bcaa23d9ca0900fe.jpg

Теперь самое важное. Насколько эффективна ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы за нее выкладывать свои кровные? Чтобы это понять, нужно знать, как она действует. Почему-то все считают, что система работает по спутниковой связи. Это не так. В системе ЭРА-ГЛОНАСС действительно есть GPS-модуль, который фиксирует координаты ДТП, но он не имеет никакого отношения к передаче данных оператору. По сути в вашем автомобиле появился современный смартфон, умеющий определять, что произошло ДТП. По мобильной связи в пакете из 140 байт передаются координаты ДТП, дополнительные данные по происшествию и автомобилю. При очень слабом сигнале этот пакет будет отправлен в виде СМС-сообщения. А теперь представим, что вы путешествуете по нашей необъятной Родине, где «белые пятна» сотовой связи превалируют над зоной покрытия. Посмотрите на сайтах сотовых операторов карты, и вы убедитесь, что я прав.

Заявления о том, что в России кнопка SOS появилась как обязательная функция раньше, чем в прогрессивной Европе, не более чем красивые слова. Чтобы в бассейне можно было плавать, в него необходимо сначала налить воду. И пока сотовая связь не покроет всю территорию РФ, эффективность ЭРА-ГЛОНАСС будет далека от совершенства.