В третий раз мы с вами обращаемся к теме кроссоверов. Преимущества этого типа автомобилей над легковыми седанами и универсалами не бесспорно, как уже выяснилось на примере проходимости и комфорта. Вернее, оно бесспорно, когда речь идет о дорогих и высокотехнологичных моделях. А как обстоит дело с безопасностью?
Глава 3. Моя крепость
Вне всяких сомнений, одним из ключевых факторов успеха кроссоверов является всеобщая вера в их особую безопасность. Наверное, магическое воздействие на наше восприятие оказывает вид приподнятой машины с агрессивными бамперами и теми самыми большими колесами. Однако следует помнить, что кроссовер буквально соткан из компромиссов, и любое его достоинство является обратной стороной недостатка.
Высокий кузов и большой дорожный просвет спасительны при столкновениях одного типа – 90-градусных боковых ударах, какие случаются при проезде городских перекрестков. В таком случае есть шансы отделаться испугом либо незначительными травмами нижних конечностей. Однако если удар придется слишком низко, возникнет угроза опрокидывания кроссовера набок. А переворачивается он гораздо легче седана из-за высокого центра тяжести. Особенно опасны ситуации, когда машина в боковом скольжении или заносе упирается наружными колесами в какое-либо препятствие вроде бордюра – «сделать уши» тут проще простого.
Другим часто используемым аргументом выступает большая масса кроссоверов. Мол, при столкновении она работает во благо. И это сущая правда, когда дело касается ДТП с участием двух машин. Однако последствия наезда на стационарное недеформируемое препятствие куда менее прогнозируемы: увеличение массы приводит к увеличению энергии удара и может обернуться более масштабными разрушениями автомобиля. А о какой разнице мы вообще говорим? Типичный компактный кроссовер на 100–150 кг тяжелее седана класса «D» (Ford Mondeo, Honda Accord, Toyota Camry и т.п.). Но вот что интересно: такой седан на 2–3 см шире кроссовера и на 25–35 см длиннее. При аварии эти сантиметры становятся поистине бесценными. И не будем забывать, что фактор большой массы становится все менее значимым по мере увеличения популяции кроссоверов: вероятность того, что «партнером по ДТП» будет другой внедорожник, увеличивается день ото дня.
Выше речь шла о пассивной безопасности, однако есть еще и активная, позволяющая избегать столкновений. Краеугольными ее составляющими являются торможение и управляемость. Так вот, для экстренной остановки со скорости в 100 км/ч на сухом асфальте хетчбэкам класса «С» (Ford Focus, Opel Astra, Volkswagen Golf) требуется дистанция на пару метров меньшая, чем кроссоверам. А упражнение «лосиная переставка», имитирующее резкий объезд препятствия и возвращение на свою полосу, хетчбэки выполняют с превышением скорости кроссоверов на 3–5 км/ч. Комментарии излишни.
На заснеженной дороге полноприводный кроссовер непременно будет стартовать эффективнее моноприводного хетчбэка, быстрее и увереннее проходить повороты. Но в этом заключается его коварство: тормоза-то лучше не стали! Малоопытный водитель легко может недооценить сложность обстановки и продолжать ехать по обледенелой поверхности как ни в чем не бывало. До первого торможения, которое расставит все на свои места.
На сухом асфальте все происходит с точностью до наоборот – хетчбэк компетентнее и быстрее во всех дисциплинах. Более того, искушенному водителю им интересно управлять, чего никак не скажешь о кроссоверах недорогих марок. Тем хронически не хватает «собранности», точности и остроты реакций – за исключением, разумеется, топ-моделей наподобие Audi Q5 или BMW X3. А среди более доступных машин особняком стоит Volkswagen Tiguan, снискавший за свои динамические характеристики огромное количество положительных отзывов. И массу критики за настройки ABS.