В прошлый раз мы с вами начали обсуждать кроссоверы и поговорили об их внедорожных качествах, мнимых и реальных. Сегодня настал черед вместительности и комфорту.
Глава 2. Сила внушения
От кроссовера покупатели ждут комфорта в самом широком понимании этого слова – уверенности, удобства и практичности. И одной лишь способностью справляться с препятствиями дело не ограничивается. Важна легкость посадки за руль, которая по достижении определенного возраста становится актуальной для каждого из нас. Не меньшую ценность имеет хорошая обзорность с места водителя, позволяющая раньше других участников движения увидеть образующийся затор и перестроиться в соседнюю полосу. Высоко сижу, далеко гляжу! Многим нравится это ощущение доминирования, которое подталкивает к более жесткой манере поведения относительно автомобилей размером поменьше. Но тут кроссовер сам себе враг: чем больше таких машин на улицах, тем ниже уровень «эксклюзивности».
А как насчет удобства и практичности? Возможностями трансформации салона большинство кроссоверов повторяет любой легковой универсал, а вместительностью ему уступает. Вот голые цифры: минимальная емкость багажника Kia Sportage составляет 465 л (до уровня полки), а при сложенных сиденьях второго ряда достигает 1353 л. Компактный универсал Kia c’eed_sw вмещает 528 и 1642 л соответственно – притом что на 40% дешевле. Совсем иная история – когда у задних кресел кроссовера появляются раздельные регулировки продольного положения и угла наклона спинки, как это реализовано на Toyota RAV4 и Hyundai Santa Fe. Тут уже преимущество становится бесспорным.
Что же до пространства в салоне, кроссовер – не лучший выбор: по ряду статей он проигрывает седану, стоящему тех же денег. Для сравнения возьмем Volkswagen Tiguan и Passat. Согласно данным производителя, расстояние от подушки переднего кресла в нижнем положении до потолка в первом случае равно 1007 мм, во втором – 973 мм. Это спереди, а сзади данный параметр измеряется 963 мм у Tiguan и 960 мм у Passat. Ширина салона сзади – 1459 мм против 1491 мм. А минимальное расстояние между спинками передних и задних сидений составляет 910 мм против 960! Определенно, некоторые вещи не являются таковыми, какими кажутся. Например, большими и просторными.
Продолжая разговор о комфорте, невозможно игнорировать тему плавности хода. Чтобы добиться от высокой машины приличной управляемости, инженерам приходится «зажимать» подвеску, делать ее более жесткой. Так поступают Ford, Mazda, Volkswagen. В итоге никакого выигрыша в сравнении с легковой машиной нет – разве что за счет больших колес менее заметны мелкие неровности. Зато сильнее тряска и толчки на крупных. Французы и корейцы склонны смягчать подвеску в угоду плавности хода, однако расплатой за это становятся валкость и склонность к раскачке кузова. Не всегда все благополучно с акустикой – плохая аэродинамика (в сравнении с легковыми моделями) и экономия на изоляции задних колесных арок оборачиваются значительным шумовым фоном на высоких скоростях. Закономерно возникает вопрос: «Неужели в наше время нельзя найти золотую середину?» Можно, но только применением дорогостоящих технологий, материалов и комплектующих. Наглядное доказательство тому – BMW X3, Mercedes-Benz GLK и Range Rover Evoque с их изысканными манерами. Но цена, цена!
А ведь на комфорт можно посмотреть и с другого ракурса, чисто психологического. По итогам 2012–2013 годов на верхние строчки «черных» рейтингов страховых компаний попали Mitsubishi Outlander, Mazda CX-7, Honda CR-V, Toyota RAV4 и Suzuki Grand Vitara. Кроссоверы угоняют все активнее – как с помощью продвинутой электроники, так и «силовым» способом. Неприятно осознавать себя в группе риска, не правда ли?
Но, может, эти риски компенсируются с активной и пассивной безопасностью? Это тема для отдельного разговора.