Причиной поразмышлять на тему кроссоверов стала увиденная автором «картина маслом»: в левой полосе загруженной автомагистрали «паровозиком» выстроились девять внедорожников разного калибра. Что ни говори, а повальное увлечение этими машинами постепенно сводит на «нет» их главные преимущества – улучшенную обзорность из-за руля и повышенную безопасность. О проходимости и заикаться не приходится – ужесточение законодательства в части движения по обочинам и парковки на газонах лишает полный привод и большой дорожный просвет всякого смысла. Для городского жителя уж точно.
Согласно статистике, усредненный российский покупатель сегодня платит за усредненную новую иномарку около миллиона рублей. Иными словами, кроссовер для него вовсе не эфемерная мечта из сказок про «красивую жизнь», а самый что ни на есть реальный вариант. И выглядит такой вариант во всех отношениях соблазнительно – он сулит всепогодность, комфорт и безопасность. В сравнении с обычной легковой машиной – сплошные плюсы. По крайней мере, в первом приближении. А если разобраться?
Глава 1. Мы поедем, мы помчимся
Воображение будущего владельца кроссовера рисует романтические картинки. Извилистая грунтовка, поднимающая в зеркалах косую стену пыли, песчаный пляж на диком озере с кристально чистой водой, ослепительный снег горнолыжных курортов, запах шашлыков… И пьянящее чувство вседозволенности, которое дарит бесстрашный автомобиль. Везде теперь можно проехать, куда угодно добраться. Что-то вроде того, да?
Многие из ваших надежд сбудутся, хоть и не все. В значительной мере это зависит от технических характеристик автомобиля. Самые доступные кроссоверы, как правило, вообще имеют привод только на одну, переднюю ось: такие модификации есть у Ford Kuga, Kia Sportage, Toyota RAV4 и многих других моделей. Единственная заднеприводная машина в этом ряду - BMW X1 sDrive18i. В сравнении с приводом на четыре колеса, монопривод позволяет сэкономить от 60 до 200 тыс. руб., однако такой автомобиль напрочь лишается своей внедорожной функции. Из преимуществ остается один только дорожный просвет, который у основной массы кроссоверов составляет 160–190 мм против 135–160 мм у хетчбэков и седанов. Впрочем, для эксплуатации в мегаполисе, где снег убирается относительно оперативно и регулярно, этого хватит с головой. А естественным ограничением будет служить разумное опасение повредить лакокрасочное покрытие бамперов. И помните: большая машина – большой бампер – выше цена детали и ее покраски. И дороже полис КАСКО на следующий год.
Второй тип привода – самый распространенный – называют «подключаемым полным». В такой трансмиссии применена многодисковая муфта, которая автоматически задействует задний привод при пробуксовке передних колес. Казалось бы, просто и удобно. Однако это решение работает лишь на скользких покрытиях, а в рыхлом снегу и сухом песке передние колеса «гребут» быстрее задних, и автомобиль «закапывается» с дифферентом на нос. Попытки выбраться «газованием» зачастую приводят к перегреву муфты, и электроника временно ее отключает, оставляя в работе только передние колеса и тем самым обездвиживая застрявший автомобиль. Справедливости ради надо признать, что перегрев случается не всегда и не у всех машин, но владельцы Honda CR-V, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и Renault Duster с ним хорошо знакомы.
У некоторых моделей есть кнопки «4WD auto» (превентивное включение полного привода) и «4WD lock» (принудительное разделение крутящего момента между осями в пропорции 50:50), однако электроника не в состоянии обеспечить должной «жесткости» этих режимов. Итог идентичен – пиковые нагрузки на муфту, перегрев, отключение. Не всегда себя оправдывают и другие электронные компоненты – например, имитация межколесной блокировки с помощью противобуксовочной системы: порой она попросту не дает мотору набрать обороты выше 2000, обрекая машину на беспомощное барахтанье в грязи.
Совсем другая история – машины с постоянным приводом на все колеса. Такой схемы придерживается большинство премиальных брендов: Audi, Mercedes-Benz и Land Rover. Здесь полный привод используется уже не столько для повышения внедорожных качеств, сколько для эффективной реализации динамических возможностей, поскольку на покрытиях с низким коэффициентом сцепления он обеспечивает уверенный старт с места и устойчивость в поворотах. Тем не менее постоянный полный привод – оптимальный вариант для борьбы с бездорожьем, ежели оно постоянно встречается на вашем пути. Но и стоят машины с трансмиссией такого типа немало. Из сравнительно доступных вариантов можно упомянуть Subaru XV и Forester с механическими коробками передач, а также Suzuki Grand Vitara.
В следующий раз поговорим про комфорт и вместительность. Там тоже есть немало нюансов.