Ударим автотуризмом…

Ударим автотуризмом…

cbdee96fc4d96d6320da0daa8f63c62d.jpgНа пересечении МКАД и Варшавского шоссе есть отель «Солнечный». С виду ничего особенного – гостиница как гостиница, если бы не одно «но». На прилегающей к нему территории располагается огромная стоянка кемперов – большущая парковка, где к каждому размеченному месту подведены электричество и газ.
 
Этот отель был построен незадолго до Олимпиады 1980 года. Предполагалось, что многие европейцы приедут в СССР именно на личном транспорте и смогут с комфортом разместиться в этом городке для кемперов. Для Старого Света это нормальная распространенная практика, а для Союза это было в диковину. Но дальше эксперимента дело не пошло.

По сути, автомобильный туризм в России только зарождается. Да и откуда ему было взяться? Еще лет 20–30 назад личный автомобиль был роскошью, а дальние путешествия на нем – редкостью и своего рода экстримом. К такой поездке готовились чуть ли не за полгода: прорабатывали маршрут, искали места возможных остановок на ночлег, запасались топливом и «перебирали» весь автомобиль, чтобы тот не дай бог не подвел в дороге (для пущего спокойствия на этот счет брали с собой минимально необходимый набор запчастей).

Прошли годы, армия автовладельцев становится все больше и больше, но инфраструктура, необходимая для развития автотуризма за этим ростом явно не поспевает. Да и экономическая целесообразность путешествия именно на машине не всегда очевидна.
Конечно, есть немало романтиков, готовых ради поездки «на дальняк» поступиться и комфортом, и зачастую безопасностью. Но все-таки это удел немногих. Для того чтобы автотуризм стал по-настоящему массовым, чтобы человек со спокойной душой отправился в дальнюю дорогу всей семьей, он должен быть на 100 процентов уверен, что в дороге можно будет вкусно, недорого и безопасно поесть, остановиться на ночлег в нормальных условиях и за адекватные деньги, и что машина выдержит пробег.

В настоящее же время большинство гостиниц, заправочных станций и кафе вдоль крупных автомагистралей не отвечают не то что банальным требованиям простого комфорта, но и санитарии. Качество обслуживания также оставляет желать лучшего. Отсутствие конкуренции позволяет владельцам этих заведений устанавливать цены по своему усмотрению, и порой они сопоставимы с европейскими.
Вопрос безопасности также остается открытым. Полноценно охраняемых паркингов немного. Чаще всего встречаются стихийно организованные стоянки, где за сохранность вашего транспортного средства отвечает сторож, которого не всегда удается отыскать, даже когда вам необходимо парковку покинуть.

9772ce3db2961f33bebb8bba50d6517e.jpgНо главной проблемой по-прежнему остаются дороги. Причем дело даже не в качестве покрытия, хотя и этого не отнять. Как правило, нескольким полосам движения в одном направлении можно радоваться только на подъездах к крупным городам. На всем остальном своем протяжении трассы представляют собой обычные двухполосные дороги со всеми вытекающими из этого последствиями: тихоходные грузовики и сельскохозяйственная техника заметно снижают скорость движения и вынуждают выполнять обгоны, причем не всегда безопасные. Если добавить сюда проблемы с разметкой (нередко вообще отсутствующей), «засады» ДПС, отвратительное размещение знаков, то картина автопутешествия становится и вовсе мрачной.

Явно не хватает дорожных указателей. Конечно, в век навигаторов эта проблема не столь актуальна, однако заплутать в незнакомом городе или промахнуться мимо нужного съезда на развязке никакого труда не составит.
Отдельная история – путешествие за границу. Не секрет, что порой на каждом пограничном пункте можно обнаружить свои неписанные «законы» и «обычаи». Как будто единых требований и регламентов вовсе не существует. Иногда ситуация оборачивается так, что перед человеком встает выбор: разворачиваться и ехать домой за 1000 километров, или «решать» неожиданно возникшие проблемы за определенное вознаграждение. Добавим сюда огромные очереди на границе и получим картину реального положения дел.
Вывод из всего этого до безобразия банален. Развитие автомобильного туризма в России невозможно без комплексной поддержки государства. Необходимо создание серьезной конкурентоспособной инфраструктуры и глубокая модернизация дорожной сети. Нужно разработать полноценные туристические маршруты и всячески их популяризировать. Процедура пересечения границ на личном автомобиле должна быть стандартизирована, а контроль за ней - ужесточен.

Это очень серьезные задачи, и понятно, что решить их ни за день, ни за год не получится - чуда в мгновение ока не произойдет, но начинать-то что-то делать все равно нужно. Пока же миссия по развитию автомобильного туризма лежит лишь на плечах энтузиастов.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:  
d816ef76bd2e73e12dce450307cb0937.jpgКирса Александр, руководитель проекта CarsGuru
Инфраструктура автотуризма потихоньку развивается, но позволить себе уехать дальше, чем на уик-энд, зачастую не имеет смысла.
Действительно, дальние поездки по РФ, как показано в статье, удел ярых фанатов убежать от цивилизации. Зачастую это 4х4 рейды с подготовленными автомобилями, т.к. на гражданском неподготовленном автомобиле даже простая поездка по трассам федерального значения превращается в крайне экстремальное путешествие, что говорить о путешествиях по глубинке.

Но строятся платные магистрали, в рамках «Золотого кольца» появляются наметки на цивилизованный досуг для автотуристов, появляется и надежда, что региональные представители туристической сферы смогут донести до самых дальних уголков России основные правила организации автотуризма.
Ждем и верим….


bc3eeb2ae0cf36944d022c1a24ee3b62.pngАндрей  Чепелев, обозреватель сайта Бибика.Ру:   
Чего действительно не хватает в России, так это бюджетных мест для ночевки и питания. В Европе очень распространены кемпинги с невероятно дешевыми домиками для ночевки вблизи трасс, но в то же время и не на самой дороге. Там можно приготовить свою еду и в целом пребывание окажется весьма доступным по цене. Места тоже выбираются не случайно – природа вокруг обычно очень хороша.
В России придорожные бизнесмены стараются «выжать» максимум из своих заведений. Ценник в кафе, особенно с поправкой на качество еды, обычно высоковат. Гостиницы в маленьких городах стоят очень дорого, и номера редко можно забронировать онлайн – приходится звонить. Всегда есть, впрочем, и приятные исключения. Например, в Северной Удмуртии, у города Глазова, довелось жить в великолепном загородном отеле, где создавалось полное впечатление, что ты в Европе, но с ценами российской глубинки.

В целом выходит так, что поездка по России с плохоньким сервисом за 2–3 тысячи километров обойдется в такую же сумму, что и тур в «трехзвездную Турцию» в отель «все включено». Что предопределяет выбор соотечественников. А нет спроса – нет и предложения. Замкнутый круг.

В заключение – о представителях власти. За не один десяток тысяч километров, «намотанный» в поездках по России в течение последних пяти лет, я не сталкивался с вымогательством и прочими проявлениями беспредела со стороны ГИБДД. Если не пить за рулем, ездить спокойно и не нарушать, никто не будет обращать на вас ни малейшего внимания, благо на российских дорогах хватает тех, кого можно «прихватить» совершенно законно. 

Таможня, предъявляющая какие-то невероятные условия, – это сугубо украинская история, на европейских рубежах такого не бывает. Есть опасения, что после российского вторжения в Крым ситуация лишь усугубится. Благо у нас с вами есть масса других направлений для автотуризма.