Электромобиль как таковой уже давно перестал быть диковиной. Даже в России. На международных автосалонах с каждым годом демонстрируется все больше и больше автомобилей на электротяге. Интерес к ним у публики растет, но до настоящей массовости им по-прежнему далеко. Причем даже за рубежом, где для владельцев экологически чистого транспорта предусмотрен целый ряд преференций. Им компенсируют налоговые издержки, предоставляют выгодные условия покупки и дальнейшего владения. Но, несмотря на развитие технологий и стимулирование спроса, автомобили без двигателя внутреннего сгорания пока что не могут составить полноценной конкуренции классическим машинам. В первую очередь это объясняется относительно небольшим запасом хода и неразвитой инфраструктурой зарядных станций. Получается замкнутый круг – устанавливать повсеместно зарядки нет смысла, потому что мало электромобилей, а их, в свою очередь, не покупают, потому что нет станций подзарядки.
В России все еще сложнее. К вышеописанным проблемам добавляются еще и небывало высокие цены на машины на электротяге. Шутка ли, крохотный, размером с Matiz, Mitsubishi i-Miev стоит как полноценный седан бизнес-класса. Очевидно, что позволить себе такой автомобиль могут лишь весьма обеспеченные люди, да и то в качестве игрушки.
Но вот правительство обнуляет ввозные таможенные пошлины на электромобили, что позволяет существенно снизить цены. Вышеупомянутый i-Miev разом подешевел на 800 тысяч рублей, т.е. практически на 40 процентов. Кроме того, анонсирован выход на отечественный рынок электрической версии модели Outlander. Теперь можно привезти в Россию и высокотехнологичную Tesla Model S по цене, сопоставимой с обычной машиной такого класса. Вслед за японцами о намерениях продавать в России свои электрокары заявила и BMW.
Казалось бы, все логично – продукты стали более доступными, а значит, потенциально более успешными, но во всей этой бочке меда есть небольшая ложечка дегтя. Вывод той или иной модели на рынок – дело не одного дня. Подготовка к этому событию занимает месяцы, а иногда и годы. Учитывая хронологию последних событий, создается ощущение, что производители каким-то образом заранее были осведомлены о грядущих послаблениях в таможенных правилах.
Лоббирование производителями своих интересов на государственном уровне – явление в мире вполне распространенное. Но мы в России все-таки еще не успели к этому привыкнуть. Кто и как все провернул? Остается лишь догадываться. Но факты говорят сами за себя. Обидно другое: снижение цены на электромобили, пусть даже и очень значительное, едва ли сможет произвести революцию на рынке. Возможно, машин без ДВС на наших дорогах станет больше, заметно больше, но все равно не настолько, чтобы можно было говорить о массовом отказе российских водителей от не самого с экологической точки зрения чистого транспорта. Тем более введенные меры имеют временный характер, а значит, развивать инфраструктуру или вести собственные разработки в этой области, похоже, никто не будет ввиду их рискованности и низких шансов на окупаемость. Стоит ли в таком случае игра свеч? По всей видимости, речь как всегда идет о получении моментальной экономической выгоды, а разговоры о попытках сделать наши города чище – вторичны. А жаль.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:
Кирса Александр, руководитель проекта CarsGuru:
Не соглашусь с автором статьи, жителей мегаполисов в течение ближайших десяти лет ждет качественное увеличение сервиса для электромобилей. Увеличение зарядочных станций. Да и сами электромобили зафиксируются на максимальном пробеге без подзарядки от 300 и больше километров, новые поколения батарей анонсируются с завидной регулярностью.
Что позволит суточные пробеги среднестатистического горожанина с лихвой покрывать.
В регионах, а особенно в частном секторе, электромобили при дальнейшем снижении цены на них будут приходить еще быстрее, суточные пробеги у них меньше, а кинуть удлинитель до машины гораздо проще, чем в мегаполисе.
Андрей Иванов, главный редактор автомобильного портала 110km.ru:
По данным агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), в России ежегодно продается только по 20–30 электромобилей и 1–2 тыс. гибридов. Эксперты называют наш рынок консервативным. Вдобавок ко всему, российский автопарк очень устарелый, поэтому массово пересадить всех на экологичные авто попросту не позволят цифры.
Трудно даже представить, как можно в кратчайшие сроки избавиться от устаревших т/с, которых в РФ 20–30% от общего автопарка, и заместить их электрическими моделями. Нужно, чтобы столько машин поступило на рынок, а ни наших, ни зарубежных мощностей для этого не хватит. Кроме того, у потребителя должна быть возможность купить все эти автомобили. Запретом ничего не добьемся.
Опять же, если внедрять стимулирующие программы, например, налог, где будут учитываться возраст и класс ТС, повышенный коэффициент по ОСАГО для старых машин, то результат будет, но его придется долго ждать. Вдобавок многие семьи просто откажутся от второй машины, а то и первой.
Просветительской работы нет, экспресс-заправок тоже. Пока россияне смотрят на электрокары как на игрушечную диковинку, подходящую, скорее, для перевозки клиентов от парковки отелей или мегамаркетов до входа.
В реальности никто не может представить, что делать с таким автомобилем.
Несколько лет назад всюду говорилось, что скоро наступит эра электромобилей, но мы видели банкротство компаний, которые пытались продвинуть эту идею, потому что не было спроса. Плюс ряд недостатков этих автомобилей и отсутствие какого-либо продвижения их в обществе. Машины на электричестве – дело будущего, но не ближайшего.
Андрей Чепелев, обозреватель сайта Бибика.Ру:
Российская экологическая политика в области автомобилестроения – это еще одна «потемкинская деревня». Мы стараемся идти в ногу с Европой, вводя новые «евро» и импортируя электромобили, в то время как уровень жизни населения сим благим устремлениям совершенно не соответствует.
Поэтому вся история с обнулением пошлин – это абсолютный популизм, единственная цель которого – создать в обществе ощущение, что мы живем не хуже, чем в Европе. С учетом того, что 80% россиян никогда за границей не бывали, цель вполне достижимая.
Таким образом, главные бенефициары от всей этой шумихи с электрокарами – это наше родное правительство, а вовсе не Mitsubishi с BMW. Для них электромобили – это тоже имиджевый проект, потому что на Западе с их фанатизмом в отношении экологии просто невозможно торговать автомобилями, если ты не озабочен «экологической ответственностью». Создание всех этих Mitsubishi i-MiEV и BMW i3 – глубоко убыточная история сама по себе, и заработать на них серьезные деньги довольно трудно.
Так что западных продавцов электрокаров в Россию не влекут деньги. Зато они могут продать (а скорее даже подарить) партию своих машинок в какое-нибудь чиновное ведомство, а потом в презентации перед просветленной западной публикой будто бы невзначай упомянуть: «вот, даже в дикой России с ее медведями и морозами есть 234 наших электромобиля».
Что же касается экологии, то если о ней так болит голова у российских чиновников, то начинать нужно не с электромобилей, а с простой и банальной дорожной грязи, которая разрушает наше здоровье куда быстрее, чем углекислый газ. Начните мыть улицы и изолируйте газоны от асфальта – в городе без единого электромобиля будет сразу дышаться легче.