ПЕРЕВОЗЧИКИ: НИШЕВОЙ ПРОДУКТ

Сегмент вэнов и микроавтобусов в России оказался «на задворках» автомобильного рынка: одни модели постепенно уходят, а новинки им на замену появляются не всегда. Но стоит ли жалеть о малозначительной роли этих машин в общих продажах?

С разу расставим все точки над i: планомерное исчезновение из автосалонов компакт- и минивэнов — общемировой тренд. Покупатели все чаще смотрят в сторону кроссоверов, и автопроизводителям приходится соответствовать потребительским запросам. В результате вэны уходят из линейки, и их сменяют модели с увеличенным дорожным просветом, переднеприводные, но при этом с атрибутами вседорожника. Самые свежие примеры — Renault Espace, сохранивший название и практичный вместительный салон, но теперь именуемый кроссовером, и Opel Crossland X, который занял место компакт-вэна Meriva, однако выглядит как модный внедорожник.

Аналогичные метаморфозы происходят и в США, где успешной семье, казалось бы, по статусу положен семиместный однообъемник. Ярким примером служит представленный на автосалоне в Детройте Chevrolet Traverse. Снаружи это классический кроссовер, а внутри — просторный семиместный вэн со свободным проходом на третий ряд сидений.


В России под эпитетом «практичный» подразумевается автомобиль с большим дорожным просветом, а универсалы и минивэны всегда предназначались для редких ценителей

СВОЙ ПУТЬ

Ситуация в России несколько отличается от сложившейся в Европе и Америке. У нас и в благополучные времена под эпитетом «практичный» подразумевался автомобиль с большим дорожным просветом, а универсалы и минивэны предназначались редким ценителям. Что уж говорить о нынешнем кризисном периоде, когда каждый покупатель еще тщательнее подходит к выбору очередной машины. Так что с новинками в сегменте многоместных моделей у нас всегда было негусто, а теперь и вовсе беда.

Среди компакт-вэнов лидирует LADA Largus. Можно возразить, что эту модель следует отнести к обычным универсалам В-кла сса. Однако наличие семиместной версии с завидным простором для всех пассажиров, а также некоторых характерных аксессуаров — вроде полки над вторым рядом сидений и подстаканников на третьем ряду — намекает на то, что к вэнам машину приписали заслуженно.

«Ларгус» дебютировал в 2012 году и с 2013‑го уверенно удерживает первую строчку в классе. Этот успех закономерен, и главная его составляющая — цена. Даже сегодня базовая версия стоит 520 000 руб., а топовая — меньше 700 000 руб. Автомобиль лидирует по степени локализации в России среди иномарок (несмотря на вазовскую эмблему, это все‑таки импортная Dacia Logan MCV). Еще до появления универсала отличную репутацию его агрегатной базе успел заработать обычный Logan-седан. Кроме того, на российском рынке попросту нет машин, сопоставимых с LADA Largus по вместительности и цене.

Отрыв LADA от соперников колоссален: тольяттинская модель расходилась в 2016 году в 30 (!) раз лучше. На 29 341 проданный экземпляр «Ларгуса» KIA Venga ответила 1022, а Volkswagen Caddy — 1002, причем больше трети из них составили грузовые версии. Выходит, практичные автомобили нужны в России только сравнительно небогатым покупателям?

РАБОТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

По большому счету, так оно и есть. Очень стильный, современный и неплохо оснащенный Citroen C4 Picasso и его удлиненную версию с приставкой Grand, которые предлагаются по цене от 1 600 000 руб., в минувшем году выбрали всего 296 человек, а заокеанский Chrysler Grand Voyager за 3 300 000 руб. — только 30 покупателей. Кризис? Нет: в условно благополучном 2013 году эти же модели привлекли 392 и 57 клиентов соответственно. А подавляющее большинство предпочитает отдавать такие суммы за вседорожники.

Спрос на более крупные микроавтобусы обеспечивают не частники, а юридические лица. В пятерке лидеров в зачете минивэнов — Volkswagen Multivan  /  Volkswagen California, Mercedes V‑Class и Toyota Alphard. Цены на их базовые версии кусаются: 2 180 000, 2 960 000 и 3 580 000 руб. соответственно. У «Тойоты» комплектаций немного, а вот если позволить себе побольше опций немецких моделей, можно увеличить стоимость автомобиля в разы. К примеру, максимум, заявленный для V-кла сса, достигает 16 000 000 руб.! Понятно, что за такие деньги львиную долю машин покупают не для семьи, а для представитель ских целей фирмы.

Ну а с грузовыми модификациями все понятно. Их приобретают для работы, и от них зависит уровень дохода владельца. В большинстве случаев выгоднее сменить машину на новую даже при нынешних высоких ценах. Гарантия и большая надежность избавят от лишних трат на ремонт. Поэтому легкую коммерческую технику обновляют исходя из срока службы, а не просто по желанию. Итоги 2016 года показывают, что сегмент практически не просел по продажам. С большим отрывом лидирует «ГАЗель Next», а в топ-10 входят всего две иномарки — Mercedes Sprinter Classic и Ford Transit. Необходимость обновлять парк у предпринимателей никуда не делась, но и считать деньги они не разучились — вот и склоняются в своем выборе к более доступным вариантам. AG

Львиная доля всех крупных вэнов в России приобретается для работы. Семейным транспортом оказываются буквально единицы