Российский авторынок, итоги 2021 года: кроссоверы и внедорожники

По данным АЕБ, в прошлом году сектор кроссоверов и внедорожников занял на нашем рынке 47,3 %. Оценка «Автостата» еще выше – 51,3 %. И без точного расклада понятно, что модели такого формата в фаворе, и их уже никто не в состоянии сместить с лидирующих позиций. Другое дело, что в эту большую группу записывают всех подряд: и серьезные рамные внедорожники, и паркетники в классическом понимании этого термина – с опциональным полным приводом и приличным клиренсом, и «типа-кроссоверы» – машины, у которых не бывает всех ведущих колес, а дорожный просвет может не отличаться от обычных легковушек.

Если вы думаете, что кроссоверы В-класса доминируют с огромным преимуществом, как и аналогичные седаны, вы ошибаетесь. Одной только дешевизной покупателя уже не завлечь. Доказательства тому – второе место «Лады Нива» (51 242 машины) и третье Renault Duster (41 471 машина). Тоже доступные Renault Kaptur и Arkana еще ниже. Со своими 18 889 и 18 246 экземплярами соответственно они едва удержались в топ-25.

А на «золотой» позиции с момента своего дебюта идет Hyundai Creta (68 081 машина). Он мало того что не самый дешевый, так еще и дилерские накрутки на него безбожные. Правда, как только закончится дефицит, есть сомнения, что Creta сохранит свою популярность со столь неоднозначным дизайном.

Набирает обороты амбициозный Haval Jolion. Он продается только с мая, а потому не успел раскрутиться по полной программе. Однако успел завоевать почти 10 000 поклонников: в 2022-м «китаец» станет очень серьезным игроком сегмента. Volkswagen Taos и не помышляет об успехе «близнеца» Skoda Karoq. За месяц «немец» продается вдвое хуже, чем «чех». Отрадно, что окончательно не ушли с нашего рынка нишевые представители В-кроссоверов. Например, за год купили 68 штук Citroen C3 Aircross и 286 – Peugeot 2008.

Среднеразмерных паркетников в числе 25 лучших моделей почти столько же, сколько их более компактных собратьев: шесть против семи. Тройка наиболее востребованных моделей давно уже неизменна. В этом году лучшей стала Toyota RAV4 (38 441 машина), которую пытались догнать Volkswagen Tiguan (29 232 машины) и Kia Sportage (24 969 машин). Последний вот-вот стартует в новом поколении, и его наверняка ждет всплеск продаж. Любопытно, что в топ вошли сразу два весьма возрастных представителя марки Nissan – Qashqai и X-Trail. Для оригиналов есть выбор из моделей Citroen, Peugeot и Opel.

Среди крупных рамных машин Toyota Land Cruiser Prado (13 102 штуки) оказался популярнее, чем исконно российский «УАЗ Патриот» (13 057 штук)! Остальным с ними не тягаться. Mitsubishi Pajero Sport выбрали 2845 человек, Toyota Fortuner – 2418. Kia Mohave (1466 машин) хотя и не настолько серьезен, но тоже на раме. И он почти вдвое проигрывает Hyundai Palisade (2590 машин), который таких же размеров, но с несущим кузовом. Зато Sorento отомстил, опередив Santa Fe (13 639 и 12 072 машины соответственно).

Toyota Land Cruiser 300, полноценно стартовав только осенью, сумел обойти по продажам предшественника (1768 и 1730 автомобилей соответственно). У новичка большинство клиентов выбирали юбилейную комплектацию 70th Anniversary. 

Успехи прямых конкурентов куда скромнее: 674 штуки Cadillac Escalade и 426 Chevrolet Tahoe. В премиальном сегменте также примечателен успех Land Rover Defender (1729 автомобилей) и популярность топовой версии AMG G63 среди всех «Гелендвагенов» (45 % продаж). В абсолютных цифрах среди всех люксовых кроссоверов и внедорожников нет равных среднеразмерному Lexus RX (10 082 машины). Хотя если сложить фактически одинаковые BMW X5 и Х6, то они окажутся популярнее (12 870 машин).

Напоследок об одном курьезе. Mazda CX-30 успела за 2021 год выйти на российский рынок и покинуть его. Продажи – 2618 автомобилей – оказались не самыми плохими с учетом высокой цены машины. Например, крупный CX-9 продавался хуже. Японцы были вынуждены прекратить поставки машинокомплектов для сборки на завод во Владивостоке в связи с дефицитом микрочипов и хорошим спросом на модель в других странах. Обещают, что как только кризис с поставщиками разрешится, «тридцатка» к нам вернется.

К списку тест-драйвов

Комментарии