РЕЙТИНГ СЕМЕЙНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Места хватит всем

Необходимость ездить всей семьей – с детьми, домашними питомцами, скарбом и покупками – вот, казалось бы, главный аргумент в пользу покупки личной машины вместо общественного транспорта. При таких вводных на первый план выходит функциональность и практичность. Или нет? Проведенный «АВТО ГОДА» опрос показал, что этими факторами автомобилисты руководствуются не всегда.

Абсолютный зачет

Весь виртуальный подиум в абсолютном зачете семейных моделей заняли представители концерна Volkswagen. На вершине – Skoda Kodiaq, за ней – мечта многих путешественников Volkswagen Caravelle/Multivan/California, а «бронза» досталась Volkswagen Tiguan. Сильна у нас любовь к машинам немецкой школы! И несмотря на то, что Toyota RAV4 стоит выше по продажам, чем Tiguan и Kodiaq, как идеальный автомобиль для семьи она оказалась только на четвертой строчке.

В ТОП-10 вошли еще два минивэна из всей немногочисленной группы, доступной в России. Hyundai H-1 добрался до пятого места, Toyota Alphard – до седьмого. Между ними вклинился лидировавший несколько лет среди всех кроссоверов Renault Duster. Как и в случае с лидерами: Creta давно и уверенно обошла «француза», однако как семейную машину респонденты поставили ее лишь на 14-ю строку.

Замыкают перечень лучших разноплановые модели. Skoda Octavia – единственная из легковушек – взлетела в десятку. Потребители ценят кузов лифтбэк с огромным багажником, да и по другим параметрам «чех» неплохо приспособлен к семейному использованию. Оказавшийся девятым Volkswagen Touareg – скорее автомобиль мечты: просторный, мощный, проходимый, отлично оснащенный. Судя по сравнительно небольшим продажам даже в рамках его сегмента, из числа опрошенных его отмечали те, кто позволить себе такую машину не может. Замкнула ТОП-10 Honda CR-V. В некотором смысле сенсация, ведь среди новых автомобилей она практически забыта из-за высокой цены.

До 1,4 млн рублей

Если сгруппировать модели по стоимости, проявится разная система ценностей их покупателей. Среди «бюджетников» ценой до 1,4 млн рублей почти в равных пропорциях автомобилисты обращают приоритетное внимание на практичность салона с его функциональностью и уровень комфорта для седоков. Например, за второе чаще выбирали Renault Duster, а за первое – Skoda Octavia, Lada Vesta и Hyundai Creta. Есть и исключения. УАЗ Патриот большинство предпочло за трансформируемый и просторный салон. Lada Largus покоряет объемом багажника. Как, кстати, и Kia Rio X-Line, что странно: короткий хэтч может много увезти только при сложенном заднем сиденье и двухместном салоне.

Примечательно, что в ТОП-10 вошли все версии моделей Lada Vesta и Lada Largus, а бюджетная Granta как семейный транспорт в России, видимо, рассматривается исключительно от нужды. То же самое касается и марки Renault. Все три ее паркетника – Duster, Kaptur и Arkana – присутствуют в перечне лучших для семьи, а вот дешевых Renault Logan и Sandero нет.

От 1,4 до 2,9 млн рублей

В среднем ценовом сегменте от 1,4 до 2,9 млн рублей на вершине рейтинга уже знакомые по абсолютному зачету модели: Kodiaq, Tiguan, RAV4, H-1, CR-V. Вместе с ними в десятку «примерных семьянинов» вошли Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Citroen Spacetourer и Toyota Land Cruiser Prado. Последний оказался тут исключительно благодаря «рекламной» цене. Львиная доля продаваемых дилерами машин стоит 3–4 млн рублей, и целевая аудитория у них не пересекается с теми автомобилями, что оказались соседями по рейтингу в данном случае.

Во второй по стоимости группе сильнее виден приоритет покупателей в сторону уровня комфорта водителя и пассажиров. За практичность и функциональность салона автомобили выбирают реже. Интересно, что у одной модели, Nissan X-Trail, оба критерия ценятся абсолютно одинаково. Land Cruiser Prado выделился тем, что среди его владельцев приоритет – вместительность багажника.

От 2,9 млн рублей

Перейдем на высший уровень, где цены переваливают за 2,9 млн рублей. Тут сплошь минивэны и большие кроссоверы. Редкие гости – представители компактного премиума. Самый маленький из них Volvo V60 Cross Country. И он пребывает достаточно высоко для нишевой и малопопулярной на рынке модели, на седьмом месте. Строчкой ниже Chrysler Pacifica, расходящийся у нас штучными тиражами. Не иначе, мечта многих об огромном и комфортном семейном «автобусе». Но как доходит до дела, проголосовать рублем никто не готов.

Смена приоритетов налицо: почти 100 % машин выбирают преимущественно за уровень комфорта водителя и пассажиров. Исключений – по пальцам одной руки пересчитать. Вместительность багажника в цене у Toyota Hiace, Subaru Outback и Mercedes Vito. А Volvo S90 в почете за практичность и функциональность салона. Хотя это более чем странно, ведь «швед» – седан, практически нетрансформируемый на фоне других типов кузова. Более того, это вообще один из немногих трехобъемников всего рейтинга семейных машин.

Жаль, что ни одну из моделей не выбирали за уровень активной и пассивной безопасности. Почему эти качества неинтересны семьям – огромная загадка. У отдельных моделей важность параметра переваливает за 50–60 %, но все равно он оказывается не на первых ролях. Экономичность в эксплуатации важна еще в меньшей степени. Даже у бюджетных моделей, покупатель которых небогат. Шикуют? Вероятнее другое: далеко не все просчитывают будущие траты. 

***

Как видите, в роли семейных автомобилей в России много достойных, удовлетворяющих самым высоким требованиям моделей. Увы, невысокий уровень доходов россиян и перманентный рост цен на автомобили вносят свою лепту, и в последние годы выбор все чаще становится компромиссным. Будем надеяться, что это явление – кратковременное!