РЕЙТИНГ МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

На все руки мастера

Купе, кабриолеты и им подобные стиляги, конечно, красивы, но уж больно непрактичны. Русскому человеку милее автомобиль, который годится на все случаи жизни. И пускай не у всех есть необходимость постоянно на 100 % использовать большой багажник и просторный салон, возможность такую хочется иметь. Рейтинг многоцелевых моделей подскажет, какие машины потребители таковыми считают.

Понятие «многоцелевой авто» в зависимости от ценовой категории пробуждает симпатии к разным моделям. Преимущественно – к кроссоверам и минивэнам.

Абсолютный зачет

В абсолютном зачете за явным преимуществом симпатии потребителей на стороне коммерческого семейства Volkswagen – Caravelle, Multivan, California. 

Суммарно оно набрало 4,6 млн баллов, тогда как идущая на втором месте Skoda Kodiaq всего 2,7 млн. «Бронза» у минивэна Hyundai H-1 с 2 млн баллов. Присутствие сразу двух «автобусов» в тройке лидеров удивляет. Если россияне их так любят на словах, почему покупают сплошь кроссоверы? Объяснение находится: по-настоящему многогранный автомобиль нужен единицам, но если речь заходит о таком, многие признают превосходство вэнов над остальными типами кузовов.

Выбор в пользу моделей Volkswagen и Hyundai легко объяснить. У первого огромное разнообразие версий и заработанный за десятилетия авторитет. Второй неприхотлив и в своем сегменте в России едва ли не самый доступный вариант.

Родственник Skoda по платформе MQB занял четвертую строчку рейтинга. Речь о кроссовере Volkswagen Tiguan. В том, что он оказался чуть ниже, ничего удивительного нет. За те же деньги Kodiaq просторнее и даже может быть семиместным. С рыночной ситуацией все же есть небольшое расхождение: Volkswagen продается заметно лучше, чем Skoda, хотя оба и входят в ТОП-25 рынка.

В преследователях плотной группой идут сразу три представителя марки Toyota: пикап Hilux, внедорожник Land Cruiser Prado и паркетник RAV4. Замыкают десятку лидеров «абсолюта» Renault Duster, Lada Largus и Skoda Octavia. Для всех моделей первой десятки потребители, прежде всего, выделили функциональность и вместительность салона. На втором месте в системе ценностей оказалась практичность и износостойкость. Причем самый большой разрыв между ними у Largus (77,7 % опрошенных выбрали бы модель за первый фактор и 48,3 % ‒ за второй), а наименьший ‒ у Renault Duster (66,6 и 63,5 % соответственно).

До 1,4 млн рублей

Если обратиться к бюджетному сегменту, тройку его лидеров мы упомянули в предыдущем абзаце. Наиболее практичными автомобилями ценой до 1,4 млн рублей россияне считают Renault Duster, Lada Largus и Skoda Octavia. Они и баллы набрали близкие друг к другу, от 1,52 до 1,46 млн. Симпатии понятны. Duster хотя и зовется кроссовером, весьма вынослив на бездорожье. Largus предлагает огромный салон, который может вместить до семи взрослых человек. Octavia покоряет огромным багажником при любимом у нас силуэте седана.

Далее два места отвоевали себе Lada Vesta SW Cross и Largus Cross. Странно, что парочка не оказалась в рейтинге выше. Ведь к ценностям обычного Largus у нее добавляется серьезный дорожный просвет за 200 мм. Видимо, сыграла роль заметно бóльшая цена.

Вторую половину топовой десятки заняли Hyundai Creta, остальные версии Lada Vesta одной строкой, Volkswagen Polo, УАЗ Патриот и нижегородские «Соболь» с «Газелью». Последняя позиция удивляет: все же откровенно рабочие автомобили, для семьи такие не покупают. Ну и что, что вместительность салона вне конкуренции? Попробуйте на таком поездить в офис и по магазинам, но каждый формирует свои цели по-разному.

Отметим один момент. Наименее привлекательным в части дешевизны эксплуатации респонденты назвали УАЗ Патриот. За этот параметр его выбрали всего 14 % опрошенных. Справедливо – при его расходе бензина! А вот следом с 14,7 % оказался китайский Geely Atlas. Силен еще у россиян стереотип, что с обслуживанием машин из Поднебесной есть проблемы. Хотя из «китайцев» этот паркетник сегодня самый популярный на рынке.

От 1,4 до 2,9 млн рублей

В среднем ценовом сегменте шесть первых мест – у машин, вошедших в абсолютный зачет. Это Skoda Kodiaq, Hyunda H-1, Volkswagen Tiguan и три модели марки Toyota, пикап Hilux, внедорожник Land Cruiser Prado и паркетник RAV4. Пикап затесался в группу лидеров не случайно. Подтверждает это седьмое место Mitsubishi L200. Эти две модели среди грузовичков-иномарок наиболее популярны на рынке. Что интересно: практичность и износостойкость «Трех бриллиантов» участники опроса оценили заметно выше, чем у Toyota (72,9 против 60,9 %).

Бросается в глаза, что у вэнов Hyundai H-1 и Peugeot Traveller потребители сравнительно высоко оценили экономичность содержания. Критерий назвали важным для покупки 33,2 и 33,8 % ответивших соответственно.

Последние три строчки десятки заняли Nissan X-Trail, Peugeot Traveller и Volkswagen Transporter. Последний отделился от остальных собратьев за счет цены. Caravelle, Multivan и California заметно дороже, а потому играют в другой лиге. Transporter же вообще чаще попадается в чисто грузовом исполнении.

Бросается в глаза, что у вэнов Hyundai H-1 и Peugeot Traveller потребители сравнительно высоко оценили экономичность содержания. Критерий назвали важным для покупки 33,2 и 33,8 % ответивших соответственно. А вообще в группе машин от 1,4 до 2,9 млн рублей максимальным этот показатель оказался у двух Kia – Sportage (38,2 %) и Sorento Prime (35,1 %).

От 2,9 млн рублей

Если в абсолютном зачете коммерческое семейство Volkswagen оторвалось от преследователей на 2 млн баллов (что тоже очень много), то в рамках своей ценовой группы отрыв превратился в пропасть. Машина на втором месте набрала 1,24 млн баллов, на третьем – 1 млн. И это тоже представители бренда Volkswagen ‒ большие кроссоверы Teramont и Touareg соответственно. У последнего наименьший процент тех, кто выбрал бы его за практичность и износостойкость. Немудрено: самая навороченная и технически сложная модель – с пневмоподвеской и многочисленными опциями.

Удивительно, как Toyota Land Cruiser 200 осталась за пределами виртуального пьедестала почета. У нее только четвертое место. За ней обосновались два вэна ‒ Mercedes V-класса и Toyota Alphard. У последнего рекордно высокий рейтинг за функциональность и вместительность (90,6 %) и рекордно низкий за экономичность в эксплуатации (7,1 %).

Замыкают десятку кроссоверы Volvo XC90, Audi Q7, Volvo V60 Cross Country, а также внедорожник Chevrolet Tahoe. Неожиданно увидеть в топе рейтинга многоцелевых моделей дорогой, но сравнительно небольшой по размерам паркетник Volvo V60. Tahoe – очередное олицетворение автомобиля-мечты. Судя по результатам опроса, купили бы его многие. В реальности останавливает высокая цена и последующая необходимость кормить исполинский V8 бензином и платить огромный транспортный налог.

***

Понятие «многоцелевой авто» в зависимости от ценовой категории пробуждает симпатии к разным моделям. Преимущественно – к кроссоверам и минивэнам. Обычные легковушки пробиваются вверх только благодаря клиренсу, объему багажника или способности вместить семерых. Реальный спрос на рынке не всегда совпадает с симпатиями опрошенных автомобилистов: мечтаем в полную силу, но покупаем ‒ что можем.