Растем потихоньку

По итогам восьми месяцев российский рынок демонстрирует уверенную положительную динамику: рост на 16,2 %. Основную долю продаж обеспечивают бюджетные седаны, хотя им все чаще наступают на пятки кроссоверы всех мастей.

ЯСЛИ-САД

Даже странно, что продажи в А-классе еще хоть как‑то теплятся. Сложные времена подталкивают к выбору машин попрактичнее, а городские малыши в российских условиях никакими особенными преимуществами похвастаться не могут.

Впереди всех по‑прежнему KIA Picanto. Стоит он как более крупный Rio, но по меркам своего сегмента пользуется хорошим спросом. Статус автомобиля для мегаполиса определил структуру продаж: 2607 машин с автоматической коробкой передач и всего 307 — с механикой.

Быть бы первым узбекскому Ravon R2, но вмешались непредвиденные обстоятельства. В начале года он уверенно опережал корейского конкурента, но весной отошел на второй план, а летом поставки модели (и всего бренда) на наш рынок прекратились. Теперь вообще неясно, вернется ли фирма в Россию и когда это может произойти. А жаль: Ravon R2 симпатичен, достаточно современен и предлагает автоматическую коробку по самой привлекательной на рынке цене.

FIAT 500 нашел всего 11 покупателей, но продолжает поставляться в Россию

Остальные игроки класса стоят хорошо за миллион. Это чисто имиджевая покупка вроде кабриолета или купе. Тиражи подтверждают: за восемь месяцев было продано 114 четырехдверных smart и 11 FIAT 500. Тут уж не до роста. Хорошо хотя бы то, что эти машины все еще присутствуют на российском рынке.

ЛОКОМОТИВ

Картину на автомобильном рынке России еще долго будет определять В-класс. Он практически полностью состоит из бюджетных моделей, которые покупают в качестве единственного автомобиля на все случаи жизни. Они же составляют основу парка такси и каршеринга. Притулившиеся в конце таблицы 810 MINI и восемь DS3 на общую картину не влияют. Равно как и пара гостей из Китая. Lifan Solano с января по август нашел всего 1596 покупателей, уже довольно древний FAW Oley — на порядок меньше (157).

В статусе лидера — LADA Granta! В 2015 году она в последний раз возглавляла таблицу и с тех пор вроде бы отошла в тень более дорогих автомобилей. Однако в осень 2018‑го Granta вступила с новыми силами. Во-первых, росту покупательского интереса способствует рестайлинг. С десяти шагов передок самой бюджетной LADA не отличишь от топовой. Чем не аргумент в пользу покупки?

Во-вторых, семейство Granta представлено четырьмя типами кузова: седан, хэтчбек, лифтбек и универсал из упраздненной линейки Kalina. Реально продажи могут и не расти, а на бумаге будет прибавка. Ведь все кузова теперь идут в копилку одной модели, а не двух.

У LADA Vesta тоже высокие темпы роста продаж, на дорогах вазовский флагман встречается все чаще. Если тенденция сохранится, Vesta сумеет обойти самое бюджетное вазовское семейство за оставшиеся месяцы. Однако сам факт присутствия двух тольяттинских машин на вершине таблицы очень примечателен. KIA Rio был первым по итогам всего 2017 года и полон решимости повторить успех. Но, судя по цифрам, сделать это не удастся.

Hyundai Solaris, триумфатор 2016 года, заметно просел в продажах, а уже немолодой Volkswagen Polo, напротив, набирает популярность. Но оба они чувствуют себя на своих позициях уверенно. Цифры таковы, что сместиться на соседние строчки в ближайшее время ни тому, ни другому не грозит. Год назад Renault Logan не хватило всего 532 экземпляров, чтобы обойти чешскую Skoda Rapid. Сейчас разрыв между ними вырос втрое, и «француз» о победе в этой дуэли и не помышляет. Спрос на него может подстегнуть рестайлинг и появление «внедорожной» версии Stepway, хотя это уже будет другой сегмент. Ниже в статистике продаж — настоящее царство вымирающих моделей. Datsun on-Do (10 356) валится вниз и стал еще менее привлекательным на фоне рестайлинговой LADA Granta, Nissan Almera (9552) стоит в шаге от завершения своей карьеры, LADA Priora (7775) и Kalina (5553) хотя еще и продаются, но с конвейера уже не сходят.

Картину на автомобильном рынке России еще долго будет определять В-класс.
Он практически полностью состоит из бюджетных моделей, которые покупают в качестве единственного автомобиля на все случаи жизни

СЕРЕДИНКА НА ПОЛОВИНКУ

В гольф-классе серьезных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. KIA cee'd даже силами старого поколения уверенно обходит Ford Focus. И уже осенью, с началом поставок машин новой генерации (сменивших имя на Ceed), разрыв, судя по всему, начнет увеличиваться. Похожая картина в случае с KIA Cerato и Hyundai Elantra. Первый вступает в бой в свежем кузове, тогда как второй довольствуется легким макияжем, который сократить отставание явно не поможет. Volkswagen Jetta (3062) и Mazda-3 (1094) в пятерку лидеров не пробились. А уж продажи французской парочки калужской сборки выглядят и вовсе мизерными: Citroen C4 за восемь месяцев привлек 673 покупателя, Peugeot 408 – 397.

В премиальной подгруппе победителем вышел BMW 1 серии (839 машин). Его покупали активнее, чем Audi A3 (579) и Mercedes A-Класс (271), не говоря уже о MINI Clubman (128). Отдельно отметим 15 оригиналов, выбравших дорогущий гибрид Toyota Prius. Напомним, что для бензоэлектрических машин в России нет никаких льгот и практически полностью отсутствует инфраструктура.

KIA cee’d даже силами старого поколения уверенно обходит Ford Focus.
И уже осенью, с началом поставок машин новой генерации (сменивших имя на Ceed), разрыв, судя по всему, начнет увеличиваться

СРЕДНИЙ КЛАСС

В сегменте среднеразмерных автомобилей по‑прежнему никто не в состоянии составить конкуренцию Skoda Octavia. Лифтбек покоряет простором в салоне, огромным багажником и адекватной ценой. Недавний уход с рынка дорогих версий RS, Scout, 4×4 и Laurin & Klement не скажется на общих показателях: их продажи были невелики.

KIA Optima и Hyundai Sonata — близнецы c технической точки зрения, но в продажах между ними — пропасть. Отчасти из‑за долгого отсутствия второй модели на нашем рынке, когда вместо нее выступали седан и универсал i40. Сейчас имя нужно раскручивать заново, хотя в целом автомобили Hyundai в России в дополнительной рекламе не нуждаются.

В топ-5 сумел пробиться представитель премиальной группы: BMW 3 Series выбрали 2664 человека. Этого оказалось достаточно, чтобы обойти всех прямых конкурентов и пробиться в пятерку лучших. Mercedes C‑Класс купили 1675 раз, Audi A4 – 1307.

Genesis G70 только-только появился в продаже (старт был в апреле), но уже приобрел 330 поклонников — Infiniti Q50 и Jaguar XE, например, продаются с начала года, но расходятся заметно хуже. Удивляют 109 человек, сделавших выбор в пользу недешевого и абсолютно «непородистого» Lifan Murman. Впрочем, сам факт, что россияне готовы покупать сравнительно дорогих «китайцев», примечателен.

В целом ситуация складывается неодинаково для участников рынка, но позитивные настроения пока преобладают. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии