Прогресс малых форм

За восемь месяцев этого года продажи новых автомобилей в России выросли почти на 10 %. Прогресс заметен во всех классах, но лидерами отечественного авторынка пока остаются недорогие машины В-класса.

Городские субкомпакты держатся молодцом и свою небольшую долю рынка не сдают. Марка Daewoo прекратила бизнес в России, поэтому на лидирующем месте в классе доступного «кроху» Matiz заменил Ravon R2. Перелицованный Chevrolet Spark остался верен концепции предшественника: это по‑прежнему один из самых дешевых автомобилей на рынке, и к тому же с автоматической коробкой передач. Покупатели это оценили, и модель по итогам восьми месяцев уверенно занимает первую строчку с результатом 2713 машин.

KIA Picanto, сменив поколение, чуть сбавил обороты. Частично это можно объяснить возросшей ценой. Но все равно 1646 проданных «пятидверок» — отличный показатель для «городского малыша», за который просят цену на уровне KIA Rio. От следующих мест в рейтинге «корейца» отделяет пропасть. Даже объединившись, smart fortwo и forfour не наберут и 400 экземпляров. Но и в таком результате, подозреваем, есть весомый вклад столичной каршеринговой компании, в парке которой исключительно эти недешевые имиджевые машины.

НЕПОКОЛЕБИМЫЕ

Автомобили В-класса в России принято именовать «бюджетниками». Действительно, просмотрев полный отчет по сегменту, можно найти только две модели, которые не подходят под это определение: MINI и Citroеn DS3. «Британцев», если считать хетчбэки, продано 463 экземпляра, «французов» — только 14. А в верхней части таблицы идет битва титанов нашего рынка. KIA Rio и LADA Granta чередуются на первом месте в месячных отчетах, и остроту соперничества отлично иллюстрирует последний летний месяц: владельцев нашли 8474 отечественные машины и 8472 корейские — разрыв всего в два экземпляра! Однако с января по август заметно лучше расходился Rio — его выбрали 63 086 человек, тогда как «вазовскую» модель — 58 604.

Несмотря на возраст (Granta выпускается с 2011 года), самая доступная LADA находит немало поклонников. И главная причина — именно цена. Например, у «Калины» те же комплектации, выглядит она даже чуть симпатичнее, но стоит дороже — и ее результат на порядок хуже: всего 6117 машин. На более или менее приличный суммарный показатель LADA Kalina выходит только благодаря версии Cross, приглянувшейся 7000 человек. Но в нашей классификации она идет в зачет кроссоверам и помочь «однофамилице» в В-классе не может.

LADA Granta уже вряд ли сможет оказаться на вершине годовой статистики, но модель уверенно держит второе место

Несмотря на прогнозы скептиков, что дорогая LADA пользоваться спросом не будет, Vesta набирает обороты и уже занимает «бронзовую» позицию в своем сегменте. Львиная доля покупателей предпочитает базовый силовой агрегат — сочетание мотора 1.6 и механики. А большинство из выбирающих робот не скупится на 122‑сильный двигатель 1.8. С середины сентября дилеры принимают заказы на универсал Vesta SW и псевдокроссовер Vesta SW Cross. Эти модификации не имеют на нашем рынке конкурентов и потенциально могут обойти по популярности седан. С их появлением спрос на «вазовский» флагман возрастет.

А вот Hyundai Solaris похвастаться нечем. У него смена поколения не задалась, и покупателей по сравнению с аналогичным периодом 2016 года стало меньше почти на четверть: продажи упали с 60 104 автомобилей до 46 683. Справедливости ради отметим, что Solaris не стал хуже — просто поклонники корейской марки отдали свои симпатии кроссоверу Creta, который ненамного дороже.

«Трешка» BMW вышла победителем в соперничестве премиальных моделей

Опасаться четверке лидеров некого. Volkswagen Polo разошелся тиражом 29 482 машины, SKODA Rapid привлекла 18 870 клиентов, продажи Renault Logan, несмотря на сравнительно скромную стоимость, падают все ниже — его выбрали 18 338 человек. А соплатформенный Nissan Almera так и остался нишевым по меркам сегмента продуктом: всего 10 267 проданных автомобилей.

Audi A4 достаточно неожиданно провалилась по продажам, несмотря на новый кузов и обилие модификаций

УМИРАЮТ, НО НЕ СДАЮТСЯ

Машины гольф-класса вытесняются с рынка близкими по цене, но более рациональными в глазах потребителей вариантами — в результате лидер этой группы, KIA cee’d, по итогам восьми месяцев продаж не смог войти даже в топ-25, выехав из ворот автосалона 10 231 раз. Сравните с показателями чемпионов в «бюджетном» зачете!

Focus, как и марка Ford в целом, чувствует себя лучше, чем годом раньше. Однако большим успехом 8824 проданные машины не назовешь. Занявший третье место Cerato расходился вдвое хуже, но на фоне родственной «четырехдверки» Hyundai Elantra (2663 машины) может считаться успешным. Volkswagen Jetta стоит адекватных денег, но уже просится на замену. Citroеn C4 Sedan (1285 автомобилей) и Peugeot 408 (1143) стоят в таблице на соседних местах, не иначе как намекая на свои тесные родственные связи.

Что любопытно: если посмотреть статистику, то в гольф-классе россияне выбирают практичные автомобили. KIA может быть хетчбэком или универсалом, Focus — еще и седаном. А все, кто ниже, представлены исключительно в облике «четырехдверок» — просторных, но не слишком приспособленных под разносторонние семейные нужды.

С-класс не смог догнать BMW, но Mercedes может утешиться превосходством в других классах

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Средний класс по общепринятой автомобильной классификации не совпадает со средним классом по доходам в России. Только SKODA Octavia укладывается в сумму до миллиона рублей, да и то — с предельно скромным оснащением. Все остальные в приличной комплектации потянут как минимум на полтора, а премиальные бренды — на все два миллиона.

Состав первой тройки был предсказуем. За ее пределами отметим победу BMW 3 серии (2293 машины) над Mercedes C‑Класс (2064). Очень неожиданно провалилась Audi A4 (1109 экземпляров), ведь модель из Ингольштадта новее и современнее своих извечных конкурентов. Охотники за эксклюзивом купили два седана Peugeot 508. В целом картина по рассмотренным сегментам достаточно позитивная, учитывая результаты последних четырех лет. Оживление рынка привлечет в нашу страну новичков, что также положительно скажется на покупательских настроениях и спросе. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии