От «Копейки» до XCODE

История российского автомобильного гиганта — это история успеха. Сложно найти еще одного автопроизводителя, дела которого шли достаточно успешно на протяжении всей его истории. Автомобили с Ладьей на радиаторной решетке всегда пользовались стабильным спросом на одной шестой части суши, а некоторые модели стали прорывными для автомобильной индустрии.

Своим созданием Волжский автомобильный завод обязан не только необходимостью иметь в Союзе недорогой, современный автомобиль, но и тому, что в послевоенные годы население СССР активно прятало под матрас часть заработанных денег. Автомобиль, который в нашей стране всегда был показателем статусности, мог бы заставить людей потратить деньги, а также принести валютную выручка благодаря экспорту в другие страны.

Идея строительство завода по массовому производству малолитражных автомобилей, которые были бы доступны «широким народным массам» принадлежит председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. В середине 60-х он вышел с этим предложением к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, который идею поддержал. Начались поиски партнера. В итоге, в финал вышли Renault и Fiat. Обе компании были готовы оказать СССР полное содействие в строительстве автозавода, предоставить лицензию на одну из своих моделей. Конечно же, за приличную сумму. В итоге победу одержал Fiat, который был готов не только продать лицензию на одну из своих моделей, но и оснастить завод оборудованием и оказать техническую поддержку. В качестве модели итальянцы предложили Fiat-124, который в 1966 году получил титул «Автомобиль года в Европе»: это определило выбор модели.

Образ ладьи на товарном знаке нарисовал Александр Декаленков, прибывший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Идея заключалась в том, чтобы в очертаниях ладьи читалась буква В (Волжский автомобильный завод). Доработал логотип дизайнер Юрий Данилов.

Выбор небольшого города в Самарской области под названием Тольятти был определен 20 июля 1966 года постановлением правительства СССР. Из 54 площадок, которые рассматривались для строительства завода, выбор Тольятти был неслучаен. И дело тут не только в том, что назван он был в честь итальянского революционера. Город был расположен на реке Волга с наличием судоходных путей, что обеспечивало хорошую логистику для подвоза грузов и стройматериалов, на магистрали М5 и вблизи от железнодорожной артерии, связующей западные и восточные регионы страны.

Строительство завода началось в январе следующего года. Строительство шло ударными темпами: стройка получила статус Всесоюзной молодежной и в Тольятти съехались десятки тысяч молодых специалистов и студентов, которые позднее составят костяк коллектива ВАЗ. Еще на стадии строительства завод возглавил Виктор Николаевич Поляков, занимавший пост заместителя министра автомобильной промышленности СССР.

Тот, да не тот

В Союз доставили пять седанов Fiat-124 для приемки. Советские инженеры после пяти тысяч километров испытаний сразу же составили список замечаний к конструкции «итальянца», коих набралось аж 800. В итоге для седана, который получил индекс ВАЗ-2101 была усилена подвеска, увеличен дорожный просвет, сложные задние дисковые тормоза были заменены на барабанные, менее чувствительные к грязи и бездорожью. Была изменена конструкция передних сидений, которые получили возможность трансформации в полноценное спальное место, появились иные дверные ручки и единственное внешнее зеркало заднего вида.

Имя седану выбирали всей страной на всесоюзном конкурсе. В итоге остановились на имени «Жигули». Среди других предложенных названий были Аргамак, Сокол, Лада, Катюша, Атаман, Искра, Аврора, Директивец, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна, Юность, Мечта, Весна, Луч.

Образ ладьи на товарном знаке нарисовал Александр Декаленков, прибывший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Идея заключалась в том, чтобы в очертаниях ладьи читалась буква В (Волжский автомобильный завод). Доработал логотип дизайнер Юрий Данилов.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. Эта дата и является днем рождения «Жигулей». Первые автомобили были собраны в пробном режиме, они не отправились на продажу. После отладки процесса сборки и устранения всех «узких мест» завод начал сборку товарных малолитражек. До конца года завод собрал 21 530 автомобилей. О темпах производства говорит тот факт, что уже через год завод выпустил 100-тысячную «копейку». Тогда же начался и экспорт «Жигулей», но уже под другим названием – LADA. В 1974 году завод вышел на проектную мощность: 660 000 автомобилей в год.

Революционные

Параллельно с наращиванием производства ВАЗ ведет активную разработку автомобиля, предопределившего развитие целого сегмента мировой автоиндустрии: внедорожника с несущим кузовом ВАЗ-2121 «Нива». Ведущим конструктором автомобиля стал Петр Прусов. Показанный в 1976 году внедорожник произвел настоящий фурор: это был первый автомобиль, сочетающий в себе возможности внедорожника и комфорт легкового автомобиля. Многие мировые автоэксперты обоснованно считают, что «Нива» стала прародителем самого популярного ныне сегмента автомобилей: кроссоверов. «Нива» стала лицом завода в Европе: здесь по достоинству были оценены ее качества при доступной для внедорожника цене.

За свою историю «Нива» получила пятидверную модификацию, а еще на ее базе построено множество спецавтомобилей: от инкассаторских до снегоболотоходов. Модель получилась настолько удачной, что завод до сих пор не отказался от нее, постоянно модернизируя и предлагая новые версии. Например, 4Х4 Urban: с оригинальным пластиковым обвесом, кондиционером и доработанной конструкцией для более комфортной езды по дорогам с твердым покрытием.

Всего за 50 лет завод выпустил более 2 млн LADA 4x4, причем более полумиллиона из них были направлены на экспорт.

Есть в истории «копейки» и зарубежные спортивные достижения. Например, на специальном раллийном первенстве Lada Challenge, проводимом в Англии, ВАЗ-2101 выступил в качестве гоночного болида.

В 1978 году в Тольятти создали первые прототипы переднеприводных моделей. Собравшаяся на презентацию высокая комиссия из представителей нескольких министерств и ведомств, НАМИ и АЗЛК в целом была довольна. Однако, крест на проекте чуть не поставил представитель АЗЛК, который с недоумением заявил «Зачем стране еще одна машина такого же класса?». В столице полным ходом шло создание переднеприводного хэтчбека Меридиан, которые позднее превратится в Москвич-2141. Главный конструктор ВАЗа Георгий Мирзоев буквально запнулся на полуслове: в условиях плановой экономики две одинаковых концепции для советского автопрома были излишком. Но, по слухам, проект вазовской «восьмерки» спас Леонид Брежнев, питавший слабость к автомобилям.

Дизайн ВАЗ-2108 с аэродинамичными формами и длинными дверями был спортивным и, можно сказать, молодежным. На фоне иностранных соперников-одноклассников он смотрелся выигрышно. Конструкция тоже была современной: передний привод, передняя подвеска Макферсон, полунезависимая балка сзади. Доводкой ездовых качеств занимались специалисты Porsche Engineering. Они же помогали вазовцам в создании нового двигателя и коробки передач. Так что прозвища «Porsche для бедных» и «Русский Порше» ВАЗ-2108 заслужил не зря. Серийное производство началось в конце 1984 года. Конструкция ВАЗ-2108 получилась настолько удачной, что ее платформа легла в основу ВАЗ-2110/LADA Priora и LADA Kalina. Конечно же, со значительными доработками.

Современная история успеха

К середине нулевых завод выпустил более 25 миллионов автомобилей и являлся крупнейшим автомобильным заводом в Европе: производственные мощности тольяттинского автогиганта позволяли выпускать до 800 тысяч автомобилей в год.

Завод постоянно работал над повышением качества выпускаемой продукции. Появилось семейство LADA Kalina.

Ну а одной из самых больших вех в истории завода стало начало сотрудничество с альянсом Renault-Nissan в 2008 году. Последний вошел в акционерный капитал завода (к сегодняшнему дню, доведя его до контрольного) и предоставил заводу платформу B0.

В 2016-м завод отметил полувековой юбилей. За время работы было выпущено более 28,5 млн. машин 40 различных серийных моделей. Каждая новая модель компании становилась событием в масштабах страны и пользовалась устойчивым спросом. Среди бестселлеров – ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106, продажи каждой из которых превысили 4 миллиона. Семейство LADA Samara достигло 5-миллионого тиража. Легендарный внедорожник LADA 4х4 преодолел 2-миллионную отметку.

Сегодняшний успех LADA обеспечивают новые модели – Vesta и XRAY. Сразу после начала продаж новинки LADA вышли на лидирующие позиции и сегодня входят в первую десятку самых популярных моделей российского авторынка. Хочется напомнить, что обе новинки были созданы в рекордные сроки, причем LADA Vesta построена на собственной платформе завода!

Расширяются и экспортные рынки: сегодня продукция завода реализуется не только в странах Таможенного союза или развивающихся стран, но и в Европу. LADA Vesta уже тепло встретили в Германии и Венгрии.

Развивается и сотрудничество с партнерами. Так казахстанское «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» строит завод по производству полного цикла, где будут собирать практически весь модельный ряд LADA.

Постоянная работа ведется по модернизации и обновлению моделей LADA. А также работа по подготовке к производству абсолютно новых. Одной из таких может стать компактный кроссовер, созданный по мотивам концепта LADA XCODE, показанного в 2016 году. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии