Обзор рынка. Эпоха возрождения?

На российском рынке появились первые признаки оздоровления: растет спрос, возвращаются ушедшие модели, анонсируется все больше новинок. В сегменте дорогих машин продавцы ждали этого периода не меньше, чем дилеры массовых марок.

Нередко приходится слышать мнение, что падение продаж на авторынке сказывается, прежде всего, на массовом сегменте, а продавцы премиальных марок продолжают снимать сливки. Это не так: спад касается всех. Росшие весь последний кризис Porsche и Lexus своим исключением только подтверждают правило, ведь все их коллеги по люксовому цеху только начали выходить из минусов.

В ПОГОНЕ ЗА РАЗМЕРОМ

Редкая модель из рассматриваемых в этой статье сумела разойтись за пять месяцев текущего года тиражом более тысячи экземпляров. Перешагнуть отметку в 10 000 машин смогла только Toyota Camry: 10 828 проданных машин. Бессменная любовь российских покупателей, этот седан год назад потерял чуть больше 20 % покупателей, а в 2017‑м — подрос на 6,1 %. Угнаться за «японцем» с питерской пропиской не под силу никому. Сосед по месту сборки и прямой конкурент, Ford Mondeo, продается хуже на порядок (1062 машины) и проиграл даже премиальным «немцам».

В жестокой схватке заклятых друзей «пятерка» BMW сумела взять верх над Mercedes E-класса: 2066 машин против 1974. Надо ли говорить, что львиная доля продаж пришлась на начальные версии в фиксированных комплектациях? Audi A6 остается только наблюдать за этой борьбой со стороны: модель из Ингольштадта «состарилась», а это для потенциальных покупателей серьезный минус. Поэтому — всего 1418 машин в копилку. Интересно, что BMW выиграл только силами седана. У «ешки» и «шестерки» в российской гамме есть и универсалы. Большой кассы они не делают (3 и 21 автомобиль, соответственно), но все же работают на имидж в положительном плане.

BMW 7 серии так и не смог опередить Mercedes S-Class. Даже несмотря на новизну и ряд оригинальных опций

За пределами пятерки лидеров остались те, кому не покорилась планка даже в тысячу экземпляров. Самый удачливый представитель этой группы — Skoda Superb. Владельцев нашли 707 машин, из которых 76 (почти 11 %) пришлось на недешевые универсалы. Отметим неплохой старт корейского Genesis G80 (225 машин).

В представительском классе никто не стремится привлечь покупателей «дешевыми» версиями. Тут главную роль играет авторитет производителя. И поколебать позиции S-класса из Штутгарта не смог даже более свежий, навороченный и технологичный BMW 7 серии. Удалось лишь приблизиться к трехлучевой звезде: 530 машин против 478. Но во втором полугодии продажи «эски» наверняка пойдут вверх, благодаря подоспевшей рестайлинговой версии.

Как и в случае с бизнес-классом, Audi пребывает в статусе праздного наблюдателя (155 проданных экземпляров А8). Но новая «восьмерка» вот-вот появится у дилеров, и с конца года соперничество в большой немецкой тройке заметно обострится. Борьба технологий и разных «фишек» за второе место обещает быть жаркой. И кто знает: вдруг «кольца» смогут наконец‑то повергнуть бессменного царя сегмента?

Остальные заметно отстают. Новичок Genesis G90 (60 машин) сумел обойти заслуженный Jaguar XJ (43 машины). Lexus LS (12 машин) впал в летаргический сон в ожидании преемника.

Genesis G80 по-своему уникален: седан перенес обычный рестайлинг, но при этом полностью сменил название

СТИЛЬНЫЕ МАЛЫЕ

Компанию дорогих купе по большей части составляют немецкие автомобили. Но и редкие гости из Японии, Великобритании и США не выглядят в ней белыми воронами. На верхние места статистики продаж они пробиться не могут, но свой круг приверженцев вокруг них сформировался весьма устойчивый.

Mercedes-Benz E-Класс Купе, Audi A5 и Mercedes C-Класс Купе составили «подиум» в категории сравнительно доступных «двухдверок». BMW 4 серии проиграл третьему месту ровно сто экземпляров, и это существенный объем в классе, где лидер разошелся тиражом в 342 автомобиля.

Chevrolet Camaro можно назвать успешным, ведь купе привлекло 128 покупателей. Аргументы «за» — яркая внешность, цена, не подводящая владельца под налог на роскошь, и превосходство в мощности над представителями немецких брендов сопоставимой стоимости. И заказчиков не смущает, что под капотом живет всего лишь «турбочетверка», явно не подходящая по статусу классическому американскому маскл-кару.

В сегменте премиальных купе Mercedes S-Класс Купе обеспечил себе трехкратное превосходство над Porsche 911. Машина с трехлучевой звездой на капоте остается хоть и очень дорогой, но фантастически комфортной машиной, а 911‑й все‑таки требует от владельца наличия определенной философии, толики экстрима в душе. Хотя эта «двухдверка» отлично подходит и на роль повседневного автомобиля. Любопытно, что треть проданных в России с января по май Porsche 911 — это самые мощные модификации Turbo S.

BMW 6 серии доживает свои последние месяцы в нынешнем виде. Скоро «двухдверки», купе и кабриолет повысят до восьмой серии, а «шестеркой» уже успели окрестить семейный хэтчбек на базе BMW 5 серии. Отсюда и скромные продажи, всего 34 машины. Nissan GT-R (14 машин) благодаря статусу одного из самых доступных и одновременно бескомпромиссных суперкаров обошел Jaguar F-Type (12 машин) и Mercedes-AMG GT (11 машин).


Chevrolet Camaro внешне – истинный маскл-кар. Но под капотом всего лишь четыре цилиндра, да и отделка салона не тянет на звание изысканной

НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Открытые автомобили в нашей стране редкость, и наиболее успешным из них оказался Porsche Boxster. Тираж по меркам рынка смешной — 41 экземпляр. А все остальные места в топе оказались за концерном Daimler! Места со второго по пятое заняли Mercedes SLC, smart fortwo Cabrio, Mercedes C- и S-Класс Кабрио. В сумме проданы 73 машины. Впору говорить об образовании естественной монополии.

Грантуреры — каста особая. Строго говоря, это «изгои» классической классификации типов кузова, четырех- и пятидверные купе. Лидером остался Mercedes CLA (596 машин), аналогов которому за эти деньги на рынке нет и не предвидится. Причем десять оригиналов остановили выбор на универсале Shooting Brake.

Дилеры продали 280 Porsche Panamera. Если поставить эту «пятидверку» в один ряд со своими прямыми конкурентами представительского класса, то окажется, что модель входит в тройку лидеров, оттеснив Audi A8 на четвертое место. Но в отличие от машин большой немецкой тройки, львиная доля «Панамер» продается в короткобазном исполнении: их владельцы предпочитают рулить сами.

Во второй половине года продажи в рассмотренных классах будут расти вслед за рынком. Если, конечно, позитивная динамика сохранится. Глобально расклад сил по итогам всего 2017 года вряд ли поменяется: громких новинок уже не будет. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии