Логика парадоксов

Американцев принято считать склонными к гигантомании, в то время как европейцы слывут ценителями вещей миниатюрных, изящных и стильных. На самом деле в Старом Свете тоже любят внушительные размеры, и доказательство тому – Audi Q7 V12 TDI.


Что общего между океанским контейнеровозом Emma Maersk, железнодорожным локомотивом EMD DDA40X и премиальным внедорожником Audi Q7 V12 TDI? Ответ очевиден: все они передвигаются на дизельной тяге. Но есть еще кое-что. Это самый могучий дизельный транспорт в истории! Финская компания Wartsila построила для Emma Maersk крупнейший в мире двигатель объемом 25 480 л, развивающий мощность 109 тыс. л.с. и крутящий момент 7,6 млн Нм. Американский локомотив EMD DDA40X оснащался двумя двигателями суммарной отдачей 6600 л.с., и этот показатель не превзойден по сей день. А среди легковых автомобилей на дизельном ходу все рекорды принадлежат Audi Q7 V12 TDI.

Если хочется

Откуда что взялось, в принципе, понятно. Уже много лет дизельные спортпрототипы Audi блистают в Ле-Мане, где они выступают не ради развлечения – в гонках испытываются передовые технологии, которым суждено перекочевать на серийные машины. В период с 2006 по 2008 год победы в легендарном марафоне одерживал Audi R10 с 12-цилиндровым турбодизелем, и появление такого мотора в производственной программе концерна Volkswagen многие считали предопределенным. Правда, долгое время не было ясности с моделью-реципиентом: наиболее очевидной кандидатурой представлялся седан А8, ходили слухи о суперкаре R8, обсуждалась целесообразность перевода на тяжелое топливо некоторых Bentley. Тем неожиданнее оказалось решение – внедорожник Q7.

Среди легковых автомобилей с дизельными двигателями все рекорды принадлежат Audi Q7 V12 TDI

Понимающий читатель возразит: а что тут неожиданного? Тяжелому внедорожнику наилучшим образом подходит дизельный мотор с его неисчерпаемой тягой в нижнем диапазоне оборотов. Он обеспечивает надежное поведение на бездорожье, топливную экономичность, да и с динамикой у современных образцов все в порядке. Однако любое лекарство при злоупотреблении превращается в яд. И установка 650-сильного мотора в 2,6-тонный автомобиль с высоким центром тяжести сопряжена с немалыми рисками. В действительности никто и не намеревался банально переставлять двигатель с гоночного R10 на «гражданский» Q7. От спортивного V12 TDI одноименный серийный мотор унаследовал лишь число цилиндров, коленчатый вал да систему впрыска common-rail с двумя ТНВД, способными поддерживать в форсунках давление до 2000 атмосфер. Конструктивно новый силовой агрегат унифицирован с хорошо известным фольксвагеновским двигателем V6 3.0 TDI, вплоть до диаметра цилиндров и хода поршня. Соответственно и блок цилиндров отлит не из алюминия, как на R10, а из чугуна. А вот угол развала уменьшен с 90 градусов до 60, чтобы избежать возникновения свободных сил и моментов инерции и тем самым снизить вибронагруженность двигателя. Каждый ряд цилиндров обслуживают индивидуальные дроссельная заслонка и турбонагнетатель с изменяемой геометрией турбины. Предельное давление наддува составляет 2,7 атмосферы. А в развале блока размещена система рециркуляции газов с водяным охлаждением, позволяющая вписаться в нормы токсичности выхлопа Euro 5.

Это интересно

Современные дизельные автомобили по динамическим возможностям сравнялись с бензиновыми аналогами. Наглядным подтверждением тому служит BMW M550d, оснащенный 3-литровым дизелем с тройным наддувом, мощностью 381 л.с. и тягой 740 Нм. Согласно официальным техническим характеристикам, с места до 100 км/ч он разгоняется за 4,7 с, в то время как 4,4-литровый бензиновый BMW 550i делает это за 4,4 с.

Рабочий объем мотора V12 TDI равен 5,9 л, а снимаются с него 500 л.с. мощности и 1000 Нм крутящего момента. Чтобы лучше представить себе эти цифры, достаточно вспомнить, что 6-литровые дизели широко используются на среднетоннажных грузовиках типа Iveco Eurocargo и Mercedes-Benz Atego. А двигатель самого мощного в мире магистрального тягача Volvo FH16 развивает 750 л.с. (т.е. всего на треть больше, чем V12 TDI). Понятно, что наделять внедорожник городского назначения таким арсеналом бессмысленно, но именно абсурдность этой затеи и делает ее столь привлекательной.

Памятная встреча

В производственной гамме Audi модель Q7 V12 TDI занимает особое место, уступая в цене только A8 L W12 и R8. Иными словами, это не только технологичный, но и имиджевый проект. Что же до семейства Q7, то модификация с 12-цилиндровым дизелем на 40–50% дороже любой другой. Визуально идентифицировать версию V12 TDI проще всего спереди: ее выдают исполинские боковые воздухозаборники, в которых скрываются радиаторы промежуточного охлаждения турбокомпрессоров. Кроме того, фары головного света лишены светодиодных «цепочек», появившихся на других Q7 после недавнего фейслифтинга. Сзади V12 TDI легко опознать по овальным патрубкам выпускной системы, а в графе «прочее» можно упомянуть расширенные колесные арки и оригинальные накладки на пороги.

Поездка на 12-цилиндровом Q7 производит колоссальное впечатление. На трассе этот громоздкий автомобиль забывает про свой вес и летает как пушинка. Реакции на добавление газа смягчены, но невероятно точны – стоит только прикоснуться к педали, и тебя расплющивает о спинку кресла. Причем интенсивность ускорения не падает даже на очень высоких скоростях благодаря неисчерпаемому запасу тяги и «длинным» передачам. Излишне говорить, что 6-ступенчатому автомату не нужен ни спортивный, ни тем паче ручной режим, – ему бы в комфортном справиться с мощью двигателя! Свою работу коробка выполняет прилежно: удерживает обороты мотора в диапазоне наивысшей тяги и переключается плавно, пусть и неспешно. «Скорострельностью» инженеры пожертвовали ради защиты трансмиссии от пиковых нагрузок. По этой же причине, вероятно, старт с места несколько задумчив, а разгон происходит на одном дыхании, без подхватов. Но динамика здесь и без того в большом профиците. А постоянный полный привод, мастерски настроенная противобуксовочная система и покрышки шириной 295 мм позволяют эффективно реализовать тяговый потенциал Q7 V12 TDI в широчайшем спектре дорожных и климатических условий. 

Максимальный контроль над скоростью обеспечивают тормозные механизмы с керамическими дисками (диаметром 420 мм спереди и 370 мм сзади) вкупе с многопоршневыми суппортами от Audi RS6. Интересно, что на скоростных магистралях Q7 V12 TDI комфортнее, чем в городе, где машина жестче проходит дорожные неровности и досаждает неуклюжестью на тесных перекрестках. Что поделать, даже немецкий автомобильный гений не в силах изменить законы физики, и заметные крены вынуждают осторожничать на поворотах, несмотря на подчеркнутую информативность и остроту руля в режиме dynamic. Низкопрофильная резина делает автомобиль чувствительным к колейности покрытия, из-за чего он периодически переваливается с боку на бок, словно разминая «затекшую» пневмоподвеску. Зато в городе лучше слышно басовитое крещендо двигателя, которое заполняет салон даже при флегматичных стартах со светофоров. А на трассе надежная шумоизоляция стоит на страже тишины и покоя, стремясь превратить звук выпускной системы в отдаленное, едва различимое урчание.

Под капотом легкового автомобиля оказался дизель «грузовых» размеров, использующий гоночные технологии

Большой вес и высокий центр тяжести склоняют Audi Q7 V12 TDI к той разновидности автоспорта, что называется дрэг-рейсингом и пользуется особой популярностью в Соединенных Штатах. Этот автомобиль невозможно сравнивать со спорткарами, однако ни один спорткар не может состязаться с Q7 V12 TDI по размеру салона и оснащенности. Количество возможных вариантов отделки интерьера бессчетно, причем во втором ряду можно установить раздельные кресла с продольной регулировкой, а в багажнике разместить третий ряд сидений. Если 7-местные автомобили выделить в обособленный класс, то у Audi Q7 V12 TDI будет один-единственный конкурент – 557-сильный Mercedes-Benz GL 63 AMG. Пакет стандартного оборудования для 12-цилиндрового Q7 выглядит убедительно, а из опций в первую очередь следует отметить панорамную крышу (103 000 руб.) и адаптивный круиз-контроль (77 000 руб.). Во благо комфорта служат многослойные стекла (36 000 руб.) и 4-зонный климат-контроль (37 000 руб.). Высококлассная аудиосистема Bang & Olufsen Advanced Sound мощностью 1000 Вт с уникальной технологией акустических линз обойдется в 302 000 руб., а вот опционные 21-дюймовые колеса не в пример дешевле – 53 000 руб. Доплата за специальную окраску кузова эмалью из гаммы Audi exclusive составляет 188 000 руб.

Американец по духу и европеец по происхождению, Audi Q7 V12 TDI равных себе не знает. Этот уникальный автомобиль построен на основе массового внедорожника Q7, у которого в отличие от BMW X6 или Porsche Cayenne никогда не было спортивных амбиций. Однако в результате дело приняло более чем серьезный оборот. Под капотом легковой машины оказался дизель «грузовых» размеров, использующий гоночные технологии, которые привели марку Audi к безостановочной серии побед в «24 часах Ле-Мана»! И едет это творение «вкуснее», чем большинство бензиновых собратьев. Вот уж где действительно «гений, парадоксов друг»!

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
AUDI Q7 V12 TDI
Цена вопроса
 От 5 407 000 руб.
Габариты, мм 5089×1983×1729
Колесная база, мм 3002
Снаряженная масса, кг 2710
Объем багажника, л 380/2035
Тип двигателя дизельный, с наддувом
Рабочий объем, куб. см 5934
Макс.мощность, л.с./об/мин 500/3750
Макс.момент, Нм/об/мин 1000/1750–3250
Привод полный
Трансмиссия автоматическая, 6-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 250
Время разгона 0-100 км/ч, с 5,5
Расход топлива (средний), л/100 км 11,3
Объем бака, л 100
Большие внедорожники все чаще берут на себя представительские функции. Поэтому увеличиваются их размеры, мощность и, как следствие, растут цены. Прямых конкурентов у дизельного Audi Q7 V12 TDI нет, но альтернатив достаточно. Это Range Rover Vogue SDV8 (340 л.с.) за 4 808 000 руб., Porsche Cayenne S Diesel (382 л.с.) за 4 381 000 руб. и BMW X5 xDriveM50d (381 л.с.) за 4 200 000 руб. Что касается Mercedes-Benz GL 350 BlueTec (249 л.с.) за 3 550 000 руб., то он играет классом ниже.

К списку тест-драйвов

Комментарии