Главное за неделю: техосмотр все же отменяют, зарядка электромобилей займет минуты, двигатели внутреннего сгорания вымрут к 2030 году, кто претендует на титул «Европейский автомобиль 2022 года», новые штрафы для россиян

Государственная дума в первом чтении приняла законопроект об отмене техосмотра для легковых автомобилей. Законопроект освобождает физические лица от ежегодного техосмотра, тем самым отправляя в прошлое самую подверженную коррупции процедуру. Не секрет, что большинство автомобилистов еще с советских времен предпочитали покупать талон ТО, а затем диагностическую карту и не проходить осмотр.

Тем не менее обязательное ТО сохранится. Но только для такси, автобусов и грузовиков. Исключение составляют также легковушки и мотоциклы старше четырех лет при смене владельца. Кроме того, повозиться придется собственникам, чья техника претерпела конструктивные изменения или тюнинг, им придется проходить диагностику и оформлять все доработки в ГИБДД.

В общей сложности нововведение затрагивает более 50 миллионов автомобилистов, которым новость, бесспорно, придется по душе. А вот бизнес, оперирующий пунктами техосмотра, в ужасе. Большинство станций просто прекратят деятельность, поскольку подавляющее большинство из них живет только за счет тех категорий транспорта, для которых ТО скоро станет неактуальным. Предстоит решить и непростую проблему трудоустройства тысяч сотрудников станций по всей стране.

***

Новые технологии могут сделать зарядку электромобилей такой же быстрой и простой, как заправку бензобака. Медленная зарядка – одно из главных препятствий, ограничивающих общественное признание электромобилей. Исследователи Ford в шаге от реализации метода, позволяющего зарядным станциям обеспечивать значительно бóльшую мощность по сравнению с ведущими современными системами. Система Ford использует новую технологию, способную «прокачивать» больший ток, чем современные зарядные устройства.

Системы второго поколения, наиболее часто используемые сегодня, обеспечивают 240 В переменного тока. Для транспортного средства, способного преодолевать расстояние в 450 км, обычно требуется восемь часов или более на полное восстановление аккумулятора. Быстрые зарядные устройства переключаются на 400-вольтовый постоянный ток и могут обеспечивать от 50 до 350 киловатт энергии. Для 350-киловаттных зарядок используют систему жидкостного охлаждения, подключаемую к машине. Но даже с ними, чтобы зарядиться на 80 %, в лучшем случае требуется 20 минут.

Новейшая система преобразования жидкости в газ Ford/Purdue рассеивает значительно больше тепла, и это позволит ей обеспечить еще бóльшую мощность. Изобретение пройдет двухлетнюю программу испытаний и, вероятно, пойдет в массовое производство.

Тем временем в General Motors и других компаниях сосредоточились на новых конструкциях аккумуляторов, которые могут быстрее накапливать энергию. Тепло собирается не только в зарядном кабеле, но и в батарее, и это ограничивает скорость, с которой пакет может заряжаться. Избыточное тепло представляет и опасность возгорания, особенно если в аккумуляторе имеются производственные дефекты. Бортовые системы климат-контроля рассеивают тепло, но пока не так эффективно. Сейчас в процессе разработки новые материалы для катода и анода батареи, а также химические технологии для суспензии жидкости внутри современных литийионных батарей. По сообщению концерна GM, такой подход может сократить время зарядки новых аккумуляторов Ultium всего до 10 минут, хотя для достижения этой цели придется подождать как минимум до конца этого десятилетия.

***

Автопроизводители намерены инвестировать более 500 миллиардов долларов в электромобили к 2030 году, что окончательно убьет рынок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Количество автомобилей на батарейках начало расти в геометрической прогрессии, и ожидается, что к концу 2022-го календарного года только США будет предложено более 50 моделей, что в четыре раза больше, чем в конце 2021-го модельного года. Темпы электрификации еще выше в Европе и Китае.

Главная проблема, с которой столкнутся производители, – в получении отдачи от значительных инвестиций. Пока только один автопроизводитель зарабатывает деньги на своих электромобилях с аккумуляторами – это Tesla. При этом компания вкладывает значительные средства в инфраструктуру и производство. И все же темпы инвестиций быстро ускорились с начала пандемии.

Генеральный директор General Motors Мэри Барра в начале 2021 года объявила о значительном расширении своей программы с целью полностью перейти на электричество к 2035 году. Ford планирует удвоить мощность завода по производству аккумуляторов в культовом производственном комплексе Rouge в Дирборне, штат Мичиган, и построит еще более крупный город Blue Oval в Мемфисе с тремя новыми заводами по производству аккумуляторов, которые обеспечат мощность более 1 миллиона батарей. Volkswagen инвестирует 110 миллиардов долларов, что делает его мировым лидером с точки зрения вложений. Даже те, кто неохотно выводили на рынок полностью электрические модели, реагируют на конкурентное давление. Так, Toyota планирует потратить более 15 миллиардов долларов на 13 чисто электрических моделей, а также широкий ассортимент подключаемых и обычных гибридов – все это выйдет на рынок к 2030 году. Нарастает и активность стартапов.

В США продажи «электриков» удвоились в первой половине 2021 года, и спрос продолжает расти. В этом году только на полностью электрические модели придется 3 % продаж новых автомобилей в сравнении с менее чем 1 % в 2018 году. В Великобритании электрокары в сентябре занимали 15 % рынка. В том месяце британские автомобилисты купили столько же полностью электрических автомобилей, сколько за весь 2019 год.

***

Объявлены финалисты европейского конкурса Car of the Year 2022. В этом году борьба обещает быть весьма жесткой: за престижный титул борется рекордное количество претендентов – 39. Поскольку по правилам конкурса в нем могут принимать участие модели, продающиеся минимум в пяти странах Европы и доступные для тест-драйва, некоторые перспективные участники к конкурсу допущены не были. По причине закрытых границ члены жюри – 60 журналистов из 23 стран Европы – просто не смогли оценить автомобили в действии.

В полуфинал Car of the Year 2022 вышли: Aiways U5, Audi E-tron GT/RS E-tron GT, Audi Q4 E-tron/Q4 E-tron Sportback, BMW 2 Series Coupe, BMW 2 Series Active Tourer, BMW 4 Gran Coupe, BMW i4, BMW iX, Cupra Born, Dacia Spring, DS 4, DS 9, Ford Mustang Mach-E, Honda HR-V, Hyundai Bayon, Hyundai Ioniq 5, Kia EV6, Lexus NX, Lynk & Co 01, Maserati MC20, McLaren Artura, Mercedes-Benz C-Class, Mercedes-Benz Citan/Renault Kangoo, Mercedes-Benz EQS, MG EHS, MG Marvel R, Nissan Qashqai, Opel Mokka, Peugeot 308, Renault Arkana, Renault Megane E-Tech, Skoda Enyaq iV, Skoda Fabia, Subaru Outback, Tesla Model Y, Toyota Highlander, Toyota Yaris Cross, Volkswagen Caddy, Volkswagen ID.4, Volkswagen T7 Multivan.

Всего в финал пройдут семь финалистов, которые будут названы 29 ноября, а главный европейский авто года будет объявлен после заключительного раунда, назначенного на 16 февраля.

***

Министерство юстиции подготовило проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Как и следовало ожидать, ни о каких послаблениях речь в нем не идет. Сроки вступления в силу нового КоАП пока не названы, но, по прогнозам, это произойдет в течение 2022 года после консультаций и одобрения со стороны нескольких ведомств и рассмотрения правительства.

В новой редакции появляются наказания за опасное вождение (3 тысячи рублей), систематические грубые нарушения ПДД три и более раз в течение года (10–30 тысяч рублей, лишение прав до полутора лет), езда по дорогам общего пользования на снегоходах, кроссовых мотоциклах и т. д. (1–2 тысячи рублей), парковка, мойка автомобиля на газоне (1–3 тысячи рублей), выброс мусора из автомобиля (предупреждение, 2–3 тысячи рублей), управление автомобилем после временного ограничения прав (1–3 тысячи рублей).

По многим другим правонарушениям наказания радикально ужесточаются. Так, номинальный штраф в 500–800 рублей за неоднократный отказ остановить автомобиль по требованию полиции сменит наказание в виде штрафа в 40 тысяч рублей или лишение прав до полутора лет. Повторное управление автомобилем с тонировкой будет стоить уже не 500 рублей, а 5 тысяч, либо обернется лишением прав до 3 месяцев. За повторное управление автомобилем водителем, не имеющим прав, теперь не отделаться 5–15 тысячами – проступок обойдется в 20–30 тысяч рублей или обязательными работами на 40–60 часов.