Главное за неделю: конец «техосмотру на дороге», встречайте нового автопроизводителя Rivian, США построит гигантскую сеть электрических зарядок, цены на машины скоро упадут (но это не точно), штрафы за нарушения правил спишут с карт россиян автоматически

Государственная дума продолжает совершенствовать законопроект о техническом осмотре. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что «законопроект был доработан в интересах автовладельцев. Чтобы не возникало разночтений. Штрафовать тех, кто использует транспорт в личных целях и не имеет диагностической карты, ‒ не должны. Техосмотр остается обязательным для такси, автобусов и грузовиков ‒ в области коммерческих, пассажирских перевозок это вопрос безопасности наших граждан». Для частных владельцев техосмотр останется обязательным при перерегистрации автомобиля старше четырех лет на нового собственника либо при внесении изменений в конструкцию.

Вслед за этой новостью последовала еще одна неожиданная инициатива. Обладателей действующей диагностической карты, выдаваемой по итогам техосмотра, обещали освободить от проверок ГИБДД на дорогах. Этот пункт внесен на рассмотрение Госдумы до конца года. Если все пойдет по плану, ДПС сможет проверять автомобиль лишь при визуальном обнаружении неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Стоит пояснить, что речь идет о «техосмотре на обочине», когда у водителя есть действительная диагностическая карта, однако сотрудники ГИБДД подвергают машину осмотру на предмет технической исправности. Проведение всевозможных спецопераций, рейдов, рутинных проверок документов, в ходе которых ДПС останавливает автомобили, никто отменять, естественно, не собирается.

***

Электрификация в мире наступает, а вместе с ней появляются и новые имена. Американский стартап Rivian объявил о планах построить завод стоимостью 5 миллиардов долларов недалеко от Атланты всего через три месяца после того, как его первый готовый к производству автомобиль сошел с конвейера в Иллинойсе.

Компания рассчитывает нанять 7500 человек к моменту выхода на полную мощность и выпускать до 400 000 автомобилей в год. Открытие предприятия запланировано на 2024 год. В настоящее время Rivian выпускает только полностью электрический пикап R1T, в ближайших планах ‒ производство спортивного внедорожника R1S. Rivian также заключила контракт на строительство 100 000 электрических фургонов доставки для Amazon, своего крупнейшего инвестора.

Завод станет крупнейшим проектом экономического развития в истории штата Джорджия. Он расположится на участке площадью почти восемь квадратных километров. Rivian также расширяет свой первый завод в Нормале, штат Иллинойс, и планирует добавить еще 1000 рабочих к следующему лету.

У стартапа был напряженный год: в 2021-м Rivian выпустил свои первые автомобили, а также дебютировал на бирже Nasdaq. Акции компании стартовали с цены 78 долларов за штуку, таким образом, капитализация компании составила 66,5 миллиарда долларов. Уже в полдень торгов акции подскочили почти до 120 долларов, а затем закрылись на уровне 100,73 доллара за штуку.

***

По следам подписанного в середине ноября в США законопроекта об инфраструктуре, инициированного президентом Джо Байденом и оцененного в 1 триллион долларов, администрация США опубликовала «План действий по зарядке электромобилей», федеральный план разработки и развертывания общенациональной сети зарядки электромобилей.

Закон предусматривает создание сети из 500 000 общественных зарядных станций, при этом первоначальным направлением будет заполнение пробелов в существующей сети в сельских, неблагополучных и труднодоступных районах. На создание сети будет потрачено 5 миллиардов долларов, из которых 10 % ежегодно направят на заполнение пробелов в сети. Белый дом заявляет об этой инициативе, одновременно ускоряя внедрение электромобилей, особенно для тех, кто не может заряжать их у себя дома, включая 32 % американцев, которые не живут в домах на одну семью.

Байден настаивает на достижении целевого показателя продаж электромобилей в 50 % к 2030 году. Учитывая, что на электромобили сейчас приходится 2,6 % от всех продаваемых в США автомобилей, это может оказаться непростой задачей. Новый план ‒ ступень на пути к генеральной цели ‒ к 2050 году США должны стать углеродно нейтральными, при этом уже к 2035 году федеральный автопарк планируют полностью перевести на электричество.

Исследование PricewaterhouseCoopers показывает, что владельцы электромобилей, которые полагаются на общественную зарядку, будут вынуждены платить гораздо больше за подзарядку своего автомобиля, чем те, кто может подзарядиться ночью дома. Сейчас зарядка у частного дома обходится американцам около 16 центов за кВт·ч (для примера – в частном доме в Подмосковье киловатт стоит в два раза дешевле), при зарядке на медленных общественных станциях 2-го и 3-го уровней цена вырастает до 44 и 49 центов соответственно, а быстрые зарядные устройства потребуют 59 центов за кВт·ч. Более высокие первоначальные затраты на быстрые зарядные устройства означают, что за зарядку в 50 кВт·ч, достаточные примерно на 100 миль пути, водители электромобилей будут платить сверху около 5 долларов ради экономии от 15 до 20 минут.

***

Автомобили сделаны не из эфемерных электронных битов и байтов, а из твердых материалов, которые покупают и продают по всему миру. Нехватка полупроводников и других материалов из-за эпидемии COVID привела к росту цен для автопроизводителей и покупателей во всем мире. Последние пару лет бренды испытывают давление из-за нехватки полупроводников, стали, меди и алюминия. В связи с переходом на электромобили чрезвычайно востребованы литий, никель и кобальт.

Ситуация выправляется, но отката к прежним ценам скорее всего не будет. Согласно новому прогнозу Fitch Solutions, после резкого роста последних 18 месяцев цены на энергоносители, металлы и сельскохозяйственные товары снизятся на 7,9 % в годовом исчислении. Но на фоне роста на 43,8 %, наблюдавшегося в 2021 году, это слабое утешение.

Fitch Solutions прогнозирует, что средние цены на черные металлы, железную руду и сталь должны резко снизиться. Это хорошая новость для автопроизводителей, поскольку они используют гораздо больше железной руды и стали, чем олова и лития, по крайней мере пока. Более низкие цены на эти продукты означают более низкие издержки для автопроизводителей, а значит, в теории ‒ снижение розничных цен для покупателей.

Однако не все согласны с этим мнением. Американский аналитический центр J.D. Power & Associates недавно сообщил, что ожидает сохранение высоких цен на новые автомобили до 2023 года, поскольку отрасль продолжает приспосабливаться к изменениям, начиная от нехватки материалов и заканчивая логистическими проблемами.

***

Глобальная цифровизация в России набирает обороты. Некоторое время назад поползли слухи о скором переходе на автоматическое принудительное списание штрафов за нарушения правил дорожного движения. И вот официальное подтверждение: в третьем чтении этот законопроект одобрен Государственной думой.

Если ранее поиском должников занимались судебные приставы, то теперь сумму долга автоматически спишет искусственный интеллект. Для этой цели будет запущен сервис «Цифровое исполнительное производство», который получит доступ к счетам должников и юридическое право списывать с них штраф по истечении максимального отведенного срока оплаты. Напомним, что сейчас нарушителю дано 10 дней на обжалование штрафа и еще 60 на оплату. В настоящее время судебные приставы устраивают совместно с ГИБДД дорожные рейды (в частности, так было прошлым летом на магистралях, ведущих к морским курортным городам) и фиксируют неплательщиков посредством дорожных камер. По мнению авторов законопроекта, новая система гарантирует отсутствие ошибок, однако, как показывает практика, цифровые сервисы пока далеки от совершенства.

Так, буквально несколько дней назад в системе информационных ресурсов ГИБДД произошел масштабный сбой. В результате сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем по всей стране региональные подразделения Госавтоинспекции были вынуждены приостановить оказание гражданам государственных услуг, связанных с регистрацией автомототранспортных средств, выдачей водительских удостоверений, а также ограничили доступ к информации о наложенных административных штрафах за нарушения ПДД. Позже ГИБДД принесла гражданам извинения, объяснив причину сбоя «коммунальной аварией».