Главное за неделю: Hyundai отказывается от двигателей внутреннего сгорания, ОСАГО подорожало, электромобили увеличивают «дальнобойность», Stellantis изобрел виртуальную сирену, техосмотр полностью отменен (но не для всех)

Вслед за большинством ведущих концернов Hyundai отказывается от разработки двигателей внутреннего сгорания и планирует переход на электрические силовые установки. Кроме того, автопроизводитель приостановил планы по созданию автомобиля на водородных топливных элементах для бренда Genesis. Сегодня около 12 000 сотрудников Hyundai работают над технологией внутреннего сгорания и трансмиссиями, и многие переключатся на электромобили. Однако работа достанется не всем – электропривод предполагает относительно простую конструкцию с односкоростными коробками передач, а большая часть разработок приходится на программное обеспечение.

Программа электрификации Hyundai базируется на гибкой платформе E-GMP, представленной в декабре 2020 года. К 2025 году платформа будет использоваться для 23 электромобилей, которые будут продаваться через три автомобильных бренда компании, начиная с нового Hyundai Ioniq 5, Kia EV6 и Genesis GV60. В мае 2021 года автопроизводитель объявил, что инвестирует 7,4 миллиарда долларов в производство электромобилей в США. Первые продукты начнут сходить с конвейера в 2022 году.

Корейский автопроизводитель до сих пор анонсировал стратегию с нулевым уровнем выбросов на основе двух технологий: электромобили и топливные элементы. Более того, Hyundai в прошлом описывала электромобили как временное решение на пути к водороду. Однако новые отчеты поднимают вопросы о долгосрочной приверженности Hyundai системам на топливных элементах. Дальнейшая разработка водородных моделей, например Nexo, приостановлена из-за проблем с затратами. Является ли это признаком более широкого изменения стратегии Hyundai, неясно. Год назад компания создала новую дочернюю компанию HTWO специально для работы над приложениями для технологии топливных элементов, включая не только легковые и грузовые автомобили, но и лодки, железнодорожные и воздушные суда.

***

В новый год мы входим с подорожанием ОСАГО примерно на 10 %, с 2476‒5492 рублей до 2224‒5980 рублей. Причем «базовый» тариф фактически не предлагает ни одна страховая компания России. Пересмотрены и коэффициенты, которые разнятся от субъекта Федерации. Центробанк объясняет решение убытками, с которыми страховщики сталкиваются применительно к полисам ОСАГО.

Среди самых пострадавших от подорожания ‒ Башкирия, где коэффициент вырастет на 36 %. В дагестанских городах и населенных пунктах (кроме Махачкалы, Буйнакска, Хасавюрта и Дербента) рост составит 20 %. В Приморье (кроме Владивостока, Спасск-Дальнего и Уссурийска, Артема, Арсеньева и Находки) коэффициент подрос на 17 %. Калмыкию (за исключением Элисты), Курганскую область (кроме Кургана и Шадринска), Тыву (кроме Кызыла), Чукотку, Еврейскую автономную область, Чечню, Ингушетию (помимо Назрани и Малгобека) и Хакасию (за исключением Черногорска, Абакана и Саяногорска) ждет рост коэффициентов на 12 %.

Примечательно, что в регионах с высокой аварийностью ЦБ РФ снизил цену полисов. Так, в Москве и Тюмени снижение составило 10 %, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области ‒ 3 %, а Екатеринбурге ‒ аж 12 %.

Кроме того, с 9 января меняются коэффициенты ОСАГО в зависимости от возраста. Страховка подорожает на 30 % для таксистов и водителей без стажа в возрасте до 21 года. На этом фоне удешевление на 7 % для водителей старше 59 лет со стажем от 14 лет выглядит подачкой.

***

Когда десять лет назад дебютировали первые электромобили массового рынка, они едва преодолевали 150 км на одной зарядке. Сегодня расстояние в 250‒400 км стало нормой. Эталоном среди серийных моделей на данный момент считается седан Lucid Air, который пробегает на одной зарядке около 830 км.

Стартап Metro Detroit Our Next Energy, или ONE, декларирует создание уникальной аккумуляторной технологии, которая обеспечивает пробег на зарядке до 1200 км. Этот показатель был достигнут в ходе тестового заезда Tesla Model S с новой батареей под полом. Немаловажно, что батарея была протестирована в Мичигане ‒ на морозе, а это самые неблагоприятные условия для аккумуляторов.

«Мы хотим ускорить внедрение электромобилей, устранив беспокойство об автономности, которое сегодня сдерживает большинство потребителей, ‒ сказал Муджиб Иджаз, основатель и генеральный директор ONE. ‒ Сейчас мы сосредоточены на концепции батареи под названием Gemini, которая позволит совершать поездки на большие расстояния за один заряд».

ONE не единственный, кто развивает такую концепцию. В частности, в октябре BMW и венчурная фирма, возглавляемая соучредителем Microsoft Биллом Гейтсом, получили финансирование в размере 25 миллионов долларов на создание эффективной батареи.

По мнению экспертов, разработка аккумулятора, способного обеспечить экспоненциально больший пробег, может стать Святым Граалем рынка электромобилей. «Нет сомнений в том, что дальность действия является главным приоритетом для автомобилистов, особенно учитывая относительную нехватку высокоскоростных общественных зарядных устройств», ‒ считает Жасмин Эйхлер, руководитель отдела будущих технологий Mercedes-Benz. Немецкий автопроизводитель также готовится показать концептуальный EQXX с дальностью в 1000 км. Машина интересна новой технологией аккумуляторов с богатым кремнием катодом, что позволяет накапливать значительно больше энергии по сравнению с современными литийионными конструкциями. При этом батарея примерно вдвое меньше обычной аккумуляторной «упаковки» и на 30 % легче.

***

Новая система, предупреждающая водителей о приближении автомобилей экстренной помощи, дебютировала на выставке электроники CES в Лас-Вегасе. Владельцы автомобилей Chrysler, Dodge, Jeep, Ram, Fiat и Alfa Romeo скоро получат бесплатное обновление программного обеспечения под названием «Система оповещения о чрезвычайных ситуациях», или EVAS, от концерна Stellantis.

Функция генерирует сообщение о приближении аварийного транспортного средства, его типе и направлении движения. В отличие от других систем EVAS уведомляет водителей и о приближении транспортных средств сзади, и о тех, которые находятся впереди.

Когда водитель скорой помощи или пожарной машины включает проблесковые маячки, предупреждение по сотовой технологии уходит транспортным средствам с приемоответчиками Safety Cloud, причем транспортные средства на противоположной стороне разделенных автомагистралей игнорируются. Таким образом, водители по курсу движения будут знать о приближении машины экстренных служб примерно за километр. Это дает гораздо больше времени для освобождения дороги и замедления по сравнению с обычными спецсигналами.

Облачная система безопасности в течение двух лет обкатана Департаментом общественной безопасности Индиан-Ривер-Шорс (Флорида); полицией штата Мичиган, пожарной службой Нью-Йорка; медицинским центром скорой медицинской помощи Нортвелла (Нью-Йорк), добровольным пожарным отделом Роквилла (Мэриленд) и офисом шерифа округа Стори (Айова). В настоящее время эта услуга используется более чем 1000 департаментами по всем Штатам и входит в стандартную комплектацию большинства новых противопожарных устройств.

Изначально доступная только в Северной Америке, услуга в конечном итоге может быть предложена всеми 14 брендами Stellantis по всему миру.

***

Самая обсуждаемая инициатива ушедшего года все же реализована под занавес 2021-го: 30 декабря президент России подписал закон об отмене технического осмотра личных автомобилей. Процедура больше не требуется владельцам легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Частникам придется пройти техосмотр лишь при покупке подержанного автомобиля старше четырех лет или внесении изменений в конструкцию либо замене основных агрегатов – тут год выпуска роли уже не играет. Соответственно, отменяется и штраф за отсутствие техосмотра для личного транспорта.

Регулярно проходить осмотр нужно будет владельцам коммерческой техники, грузовиков, автобусов, такси и каршеринга. Этой категории за отсутствие диагностической карты с 1 марта 2022 года грозит штраф в 2000 рублей. Полис ОСАГО, как это было и ранее, можно будет оформить без диагностической карты.

Российский союз автостраховщиков (РСА) все же советует проходить техосмотр на добровольной основе, поскольку сотрудники ГИБДД имеют право остановить технически неисправное транспортное средство и осуществить проверку на месте или направить в стационарный пункт. В случае если транспортное средство окажется неисправным, последует запрет на дальнейшее движение. А это значит эвакуатор и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Всего этого можно избежать при наличии диагностической карты.

Возить с собой диагностическую карту и предъявлять ее сотруднику не нужно ‒ достаточно показать ее электронную версию.