Главное за неделю: дефицит ценных металлов из России тормозит мировой автопром, ГАИшники закроют глаза на мелкие нарушения, Lifan уходит, в России работает всего четыре автозавода, камеры видеофиксации переустановят по новым правилам

В условиях стремительного роста спроса на электромобили мировые производители стремятся обеспечить поставки важнейших полезных ископаемых, необходимых для компонентов электротяги. Поиск поставщиков стал еще более интенсивным после санкций, введенных против России, – наша страна является основным источником металлов, используемых в аккумуляторах.

General Motors подписала контракт с горнодобывающим гигантом Glencore на поставку кобальта со своего предприятия Murrin в Австралии. «GM и наши поставщики создают экосистему электромобилей, которая ориентирована на надежный и устойчивый поиск критически важных сырьевых материалов», – сказал Джефф Моррисон, вице-президент по глобальным закупкам и цепочке поставок GM, которая планирует построить миллион электромобилей в Северной Америке к концу 2025 года. Соглашение основывается на обязательстве обеих компаний создавать прочные и устойчивые цепочки поставок с помощью коллективных отраслевых и многосторонних платформ.

Тем временем Ford объявил о заключении сделки с разработчиком чистого лития, австралийской компанией Lake Resources NL, на поставку примерно 25 000 тонн лития в год с участка, который в настоящее время разрабатывается в Чили. Ожидается, что проект Kachi обойдется в 540 миллионов долларов и будет введен в эксплуатацию в 2024 году с использованием технологии прямого извлечения лития, она позволяет извлекать металл из рассола и использует площадь, намного меньшую, чем у открытых шахт и испарительных прудов.

GM, BMW и Stellantis также подписали соглашения о поставках с компаниями, которые планируют использовать аналогичную технологию. В прошлом месяце Tesla, лидер по производству электромобилей, заключила сделку с австралийским литиевым майнером Core Lithium. Кобальт составляет всего 0,001 % земной коры. Он известен своими термостойкими свойствами и добавляется в катоды литийионных аккумуляторов для повышения плотности энергии и долговечности батареи.

***

Один из некогда лидировавших среди китайских брендов в России – автопроизводитель Lifan – заявил о сворачивании продаж в нашей стране. В последние годы компанию лихорадило: была запущена и проведена процедура банкротства, а также смена собственника, которым стал Geely.

В 2013–2018 годы Lifan занимал первые строчки по числу проданных в России авто, реализовывая по нескольку десятков тысяч машин ежегодно. Так, в лучшем для компании 2013-м владельцев нашли 23 000 машин, а в общей сложности по дорогам России сегодня бегает порядка 154 тысяч Lifan. 

Компания запустила завод «Дервейс» в Черкесске, однако вынуждена была свернуть производство в конце 2019 года, в 2020-м последовало банкротство, а операции в России ограничились распродажей складских остатков снятых с конвейера моделей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые два месяца было реализовано лишь восемь автомобилей, а в марте не продано ни одного экземпляра.

В настоящее время Lifan сконцентрирован на производстве электромобилей и на 49 % принадлежит компании Geely, отвечающей за разработку и выпуск нового модельного ряда. Контрольный пакет акций (51 %) отошел государственному фонду Liangjiang Equity Investment Fund, в задачи которого входит финансовая сторона бизнеса.

***

Госавтоинспекция решила ослабить прессинг на водителей и перестать штрафовать за мелкие нарушения правил, а сконцентрироваться на злостных нарушителях. «Основная деятельность Госавтоинспекции будет сосредоточена на предупреждении и пресечении не относящихся к категории малозначительных правонарушений в области дорожного движения, непосредственно способствующих совершению ДТП», – сообщили в ГУОБДД МВД России.

В соответствии с постановлением пленума Верховного Суда малозначительное правонарушение – действие или бездействие, формально содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Проще говоря, к малозначительным нарушениям относятся отсутствие штатных брызговиков или неисправность стеклоомывателя. Госавтоинспекторы теперь могут освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В ГИБДД дали и еще одно разъяснение: «Нельзя отнести к административным правонарушениям причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей человеку, его правам или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства. Кроме того, не будет считаться нарушением, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем его предотвращение» (ст. 2.7 КоАП РФ).

Как сообщили в автоинспекции, «правонарушения, ни при каких обстоятельствах не признаваемые малозначительными, предусмотрены ст. 12.8 («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения») и ст. 12.26 («Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»). Следовательно, можно ждать новой волны облав на водителей, садящихся за руль в нетрезвом состоянии.

***

Большинство российских автозаводов сегодня остановили выпуск. Основная причина – нехватка комплектующих вследствие разрыва логистических цепочек. По информации агентства АВТОСТАТ, производство легковых автомобилей продолжают лишь Ульяновский автозавод, «Хавейл Мотор Рус», «Мазда Соллерс» и АВТОТОР, на последнем продолжается выпуск Kia и Hyundai, а конвейер BMW приостановлен.

Однако УАЗ объявил корпоративный отпуск на шесть рабочих дней в начале мая, в результате чего с учетом государственных майских праздников конвейер встанет на две недели. АВТОВАЗ должен возобновить производство с 24 апреля, но с 6 июня автогигант введет четырехдневную рабочую неделю в Тольятти и Ижевске на три месяца в связи с кризисом поставок электронных компонентов.

Рынок испытывает дефицит комплектующих и переживает очередное падение продаж по причине решения производителей о временной приостановке поставок и локальных производств. У дилеров остается ограниченный запас автомобилей, в наибольшем дефиците машины верхнего ценового сегмента. По разным данным, складских запасов хватит на 2–5 месяцев, в зависимости от марки и модели.

***

По информации газеты «Коммерсантъ», комитет Госдумы по транспорту готовит законопроект по ограничению применения дорожных камер фото- и видеофиксации. Он предусматривает на законодательном уровне формирование списка условий для применения комплексов автоматической фиксации нарушений. То есть оборудование будет разрешено ставить только в тех местах, которые прошли аудит по части безопасности движения. Нормативный акт должен вступить в силу 1 марта 2023 года, после чего все комплексы фиксации будут проверены на соответствие новым правилам, а не соответствующие новым нормам будут отключены.

По предварительной информации, передвижные камеры разрешат устанавливать на ограниченный срок, «до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования». Например, только на время проведения дорожных работ. Будет введен запрет на перемещение камер с мест их установки в процессе работы. То есть передвижная техника должна быть установлена строго в месте с согласованными координатами. Согласование предусматривает утверждение владельца дороги, регионального министерства транспорта и ГИБДД. Кроме того, будет запрещено устанавливать камеру ближе чем в 100 м от въезда в населенный пункт.

Пока законопроект проходит стадии доработки, продолжаются дискуссии. Работающие «на земле» специалисты выражают обеспокоенность ужесточением правил. В частности, невозможность перенести камеру на потенциально опасный участок будет невозможно чаще раза в год, да и само перемещение должно быть обосновано, а формальным обоснованием может быть лишь несколько серьезных дорожно-транспортных происшествий за определенный период. По мнению специалистов, это не позволит устанавливать камеры в профилактических целях и может повлечь увеличение аварийности.

К списку тест-драйвов

Комментарии