Главное за неделю: авторынок за три квартала, много новых моделей Mazda, новые функции Apple Carplay

В сентябре продажи новых автомобилей в России снизились на 22,6 % по сравнению с тем же месяцем прошлого года. На рынке существует дефицит, вызванный глобальной нехваткой микрочипов для сборки машин. 

Однако по итогам трех кварталов рост спроса составил 15,1 %. Успех можно назвать искусственным: он стал возможен только благодаря тому, что в 2019-м автосалоны фактически не работали несколько месяцев из-за локдауна.

Из лидирующей группы брендов только Nissan показывает снижение продаж (-12 % за девять месяцев). У остальных рост: от скромных 2 % у Volkswagen до 22 % у ГАЗа. С ростом на 20 % в топ-10 марок вошел премиальный BMW. Haval и Chery близки к тому, чтобы стать постоянными членами десятки лучших. Их прогресс за январь ‒ сентябрь составил 115 и 288 % соответственно. А вот Changan сбавил обороты, и у него -24 %. С ростом на 379 % вернувшийся в Россию Opel уже опередил по продажам Jeep и приближается к Infiniti.

Самой популярной моделью остается дешевая Лада Гранта. Хотя по итогам сентября ее продажи просели почти в четыре раза, и она оказалась только на пятом месте. За ней следуют Лада Веста и Kia Rio. Разрывы между ними и следующими машинами таковы, что до конца года, если не случится каких-то потрясений, расклад в тройке лидеров уже не поменяется. Интересно, что спрос на Volkswagen Polo снижается, а его «близнец» Skoda Rapid набирает популярность. В сентябре они оказались на соседних строчках, хотя прежде чешская модель была значительно ниже по таблице. Kia K5 сумел опередить Toyota Camry, а среди средних кроссоверов упорная борьба за первое место в классе идет между Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan.

***

Японская Mazda анонсировала большое пополнение среди кроссоверов в течение ближайших двух лет. Какие из них выйдут на российский рынок, говорить преждевременно. Пока у нас только потери: из-за дефицита чипов как минимум до весны следующего года в России не будут собирать и продавать компактную Mazda CX-30, хотя для своей цены машина неплохо зашла на рынок. 

В Европе появятся паркетники CX-60 и CX-80 с двумя и тремя рядами сидений соответственно. В гамме моторов будут рядная «четверка» в составе обычного гибрида и рядные «шестерки», бензиновая и дизельная, с так называемой мягкой гибридной надстройкой с 48-вольтовым стартер-генератором. Разработку шестицилиндровых двигателей Skyactiv японцы сейчас заканчивают.

США адресованы модели СХ-70 и СХ-90, также отличающиеся количеством мест в салоне, а также компактная Mazda CX-50. Причем модели СХ-30 и СХ-5 остаются в гамме: новинки не потеснят их, а дополнят. В линейке силовых агрегатов в отличие от Европы наверняка будут моторы без гибридных довесков.

В следующем году сменит поколение и Mazda6. Она переберется на заднеприводную платформу и получит моторы в шесть цилиндров. Японцы называют это самым большим преображением модели.

***

Компания Apple хочет серьезно расширить функционал системы Carplay, обеспечивающей интеграцию смартфона в штатную мультимедийную систему автомобиля. Как и Android Auto, этот протокол сегодня позволяет отображать работу некоторых мобильных приложений из телефона на бортовом дисплее машины, делая пользование ими безопаснее.

Инсайдеры сообщают, что Apple хочет научить свой iPhone управлять настройками климат-контроля, положения сидений и другими функциями. Проект называется IronHeart и сейчас находится на начальной стадии. Кроме того, смартфон может получить доступ к аудиосистеме и показаниям приборов. Зачем будет нужен весь этот функционал на телефоне, если его владелец уже находится в машине и может обратиться к ее органам управления, не совсем ясно.

Эксперты считают, что планы Apple идут вразрез с политикой автомобильных концернов. Они неохотно дают сторонним компаниям доступ к внутренним функциям. Это безопасность и техническая, и промышленная. Так что устремления «яблочной» компании могут оказаться нереализованными. Так, представленная ею функция CarKey для отпирания дверей автомобиля через смартфон или умные часы пока поддерживается только BMW.

***

Женевский автосалон снова отменен, уже в третий раз подряд с начала пандемии коронавируса. Если в 2020 и 2021 годах шансов у него не было (болезнь действительно была в разгаре), то в 2022-м организаторы были полны решимости провести выставку. Ранее в этом году даже вышел ее анонс. В конце весны сообщалось, что гостей будут ждать чуть раньше традиционных первых чисел марта, с 19 по 27 февраля.

Однако на исходе сентября было решено снова перенести мотор-шоу на год. Правда, на сей раз виновником назначили не сам коронавирус, а вызванные им последствия в автоиндустрии. Во-первых, это продолжающаяся нехватка полупроводников. Из-за нее все бренды вынуждены сокращать производство. По итогам 2021 года автопромышленность недовыпустит миллионы машин. Во-вторых, это убытки, которые понесли компании. Им сейчас не до выставок, участие в которых обходится очень дорого.

В последнем Женевском автосалоне 2019 года приняли участие 184 компании, а посетили шоу больше 600 000 человек.

***

Эксперты управления автомобильных технологий Минэнерго США подсчитали, что батареи для электромобилей подешевели за 13 лет почти в десять раз. Такой эффект дали развитие технологий и увеличение объемов выпуска, вызванное ростом продаж «зеленых» моделей по всему миру.

Стоимость литийионных аккумуляторов с 2008 по 2021 год сократилась на 87 %. Сейчас батареи обходятся в среднем в 157 долларов (11,3 тысячи рублей) за киловатт-час полезной емкости. В 2008-м она стоила 1237 долларов (больше 89 тысяч рублей). Цены указаны для объемов выпуска не меньше 100 000 аккумуляторов в год.

При этом только за последние два года источники энергии стали доступнее на четверть, так что прогресс в цене ускоряется. Удешевление связывают с развитием в области химии, физики и технологий производства. Цена и дальше продолжит снижаться по мере того, как растет глобальный выпуск электрокаров.