Главное за неделю: Автопилоты-убийцы, платный въезд в Питер, последний BMW с V12, на подходе супераккумуляторы для электромобилей, в Москве новые выделенные полосы

Прокуроры Калифорнии впервые в истории автотранспорта выдвигают обвинения в совершении тяжких преступлений, связанных с полуавтономными технологиями. Жителю Калифорнии предъявлено обвинение по двум пунктам в непредумышленном убийстве. Автомобиль Tesla, которым он управлял с включенным автопилотом, проехал на красный свет и врезался в другую машину, убив двух человек. Трагедия случилась 29 декабря 2019 года. Водитель, 27-летний Кевин Джордж Азиз Риад, не признает себя виновным и освобожден под залог, пока дело находится на рассмотрении.

Технология Autopilot от Tesla постоянно становится причиной споров. Критики утверждают, что название Autopilot, применяемое к полуавтономному вождению, подразумевает, что автомобиль может управляться сам, а это не соответствует действительности. 

Генеральный директор Илон Маск неоднократно отрицал это, утверждая, что компания ясно дает понять: водители должны быть бдительными и готовыми взять управление своим транспортным средством в любой момент.

Однако в 2020 году немецкий суд постановил, что это название больше нельзя использовать, поскольку оно вводит в заблуждение. Кроме того, федеральные агентства по безопасности США ‒ NHTSA и Национальный совет по безопасности на транспорте ‒ провели многочисленные расследования этой технологии. Большинство инцидентов с автопилотами происходит после наступления темноты, поскольку электронику сбивают проблесковые маячки, подсвеченные рекламные и информационные щиты со стрелками и дорожные конусы.

***

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельских сообщил о планах сделать въезд в центр Петербурга платным. В качестве аргумента приводится опыт ряда европейских столиц. Если задумка будет реализована, то помимо платных парковок запустят и систему взимания платы. По мнению некоторых инициаторов, Санкт-Петербург как нельзя лучше подходит на роль первого платного для въезда города России по чисто географическим причинам: мосты, отделяющие центр от остальных районов, прекрасно подходят для установки камер фиксации для системы взимания платы.

Платный въезд – один из пунктов транспортной реформы, которую анонсировали городские власти, с целью разгрузить центр города от транспорта. Однако, как водится, есть и обратная сторона медали. Если многочисленные автомобилисты ринутся в общественный транспорт, это приведет к существенному повышению нагрузки, с которой он может не справиться. Еще один аргумент скептиков ‒ вероятное наводнение прилегающих к границам платных зон автомобилями, которые люди будут бросать при пересадке на общественный транспорт. Так что предстоит решить задачу создания сети перехватывающих парковок, а это в условиях плотной застройки совсем не просто.

Наконец, есть и риск возникновения социального недовольства. Хотя цены на въезд в центр Питера пока не анонсированы, затея вряд ли обойдется автомобилистам менее 300‒800 рублей.

***

BMW объявила, что построит последние BMW, оснащенные 12-цилиндровым двигателем, в июне 2022 года, и все они уедут в США. Знаковых машин будет сделано всего 12. Легендой суждено стать BMW M760i xDrive с 6,6-литровым двигателем с двойным турбонаддувом мощностью 601 л. с., разгоняющим седан до сотни за 3,6 с. Ограниченный тираж будет украшен шильдиком V12 на крышке багажника, надписью на порогах «ПОСЛЕДНИЙ V12» и табличкой «1 из 12» на консоли. Планируется, что модель будет стоить 200 995 долларов США, включая плату за доставку, тогда как обычный M760i xDrive можно купить за 157 800 долларов.

BMW 750i 1987 года выпуска был первым послевоенным немецким автомобилем, оснащенным двигателем V12 ‒ пятилитровым, мощностью 295 л. с. Однако началось все гораздо раньше, с проекта под кодовым названием M33, который объединил два шестицилиндровых агрегата для создания V12 с развалом блоков цилиндров в 60 градусов. К 1974 году был построен экспериментальный двигатель объемом 5 л и мощностью 300 л. с. Но его сочли слишком тяжелым при массе в 315 кг.

Тем не менее двигатели V12 будут по-прежнему использоваться в моделях Rolls-Royce. Принадлежащая BMW британская марка обещает отказаться от своего 6,75-литрового V12 и перейти на электротягу к 2030 году. Ожидается, что первый электромобиль компании ‒ Spectre ‒ выйдет на рынок в конце 2023 года.

Главный конкурент баварцев ‒ Mercedes-Benz ‒ по-прежнему предлагает V12, но тоже лимитировал его присутствие исключительно седаном Mercedes-Maybach S 680 4MATIC. Этот мотор развивает 621 л. с. и чудовищные 900 Н·м крутящего момента. Lamborghini также продолжит использовать V12, но скорее всего в нем будет некоторый элемент электрификации. Его главный конкурент – Ferrari, ‒ известный своими 12-цилиндровыми двигателями, заметно сократил объем производства своих V12. Это мотор мощностью 819 л. с., и его можно получить в новом Ferrari 812 Competizione за 601 570 долларов, но, вероятно, это будет последняя негибридная модель.

Aston Martin по-прежнему предлагает модель DBS и использует 5,2-литровый V12 с двойным турбонаддувом, но в этом году выйдет последний V12 Vantage. Bentley тоже пока продает 12-цилиндровые Flying Spur, Continental GT Speed и Bentayga Speed, но уже заявила, что к 2026 году откажется от своих V12.

***

Этот год может стать переломным моментом для электромобилей. Согласно новому отчету Bank of America Securities, автомобилисты не решаются покупать «электрички» по причине сложностей с зарядкой и небольшой дальности езды на одном заряде – большинство потребителей хотят иметь автономность в 800 и более километров. Современные электрокары, безусловно, обеспечивают больший километраж на зарядке, чем даже всего пять лет назад. Например, Lucid Air преодолевает отметку в 800 км. Вскоре покупатели получат то, чего им не хватает. Этот вывод можно сделать на основании серии новых концепт-каров, а также информации о проектах и отчетов, поступающих из лабораторий по исследованию аккумуляторов.

Так, новый концепт Mercedes-Benz Vision EQXX рассчитан на дальность «полета» в 1000 км, а прототип аккумулятора от стартапа ONE способен обеспечить легковому автомобилю более 1100 км на одной зарядке. «Ко второй половине десятилетия мы определенно увидим, что некоторые новые производители появятся на рынке и позволят нам значительно расширить ассортимент», ‒ считает Сэм Абуэльсамид, главный автомобильный аналитик Guidehouse Insights.

Сегодня отдельные литийионные элементы встроены в модули, которые собраны вместе в более крупную упаковку и дооснащены системами управления и охлаждения. Этот подход удобен для легкой замены отдельных ячеек. Но благодаря новейшим батарейным элементам, способным прослужить от 100 до 200 тысяч миль и более, отказ от такой схемы уже не за горами.

Производители аккумуляторов стремятся уменьшить размеры и стоимость при одновременном увеличении емкости. Это может означать, что радиус действия электромобилей при использовании батареи того же размера вырастет в 2,5‒3 раза. Кроме того, новые аккумуляторы будут легче и потенциально намного дешевле.

В частности, новейшие прототипы литийсерных батарей могут увеличить дальность действия в пять раз. Над проектом работает Graphene Manufacturing Group. Австралийская компания утверждает, что технология не только обеспечит большую дальность действия при меньших затратах, но и будет заряжаться в 60 раз быстрее, чем современные литийионные элементы.

Наиболее вероятным прорывом является твердотельная батарея. По основному химическому составу она аналогична литийионной технологии, но жидкость внутри заменена пеной или твердым веществом, похожим на керамику. Преимущества батареи: вдвое больший радиус действия, длительный срок службы, снижение риска возгорания, быстрая зарядка и невысокая цена.

***

Департамент транспорта российской столицы продолжает наращивать количество выделенных полос для общественного транспорта. На официальном телеграмм-канале ведомства появилась информация о планах ввести в наступившем году еще 30 км выделенных полос в дополнение к 93 выделенкам общей протяженностью 392,44 км ‒ это расстояние сопоставимо с протяженностью дороги от Москвы до Смоленска. В 2021 году было введено 12 км на 14 участках.

По утверждению ведомства, выделенки позволили увеличить скорость движения автобусов, на некоторых улицах в два-три раза, а количество ДТП с автобусами и электробусами снизилось на 25 %. Главный эффект ‒ наземный транспорт ходит по расписанию, поэтому сеть выделенных полос в Москве будет увеличиваться.

Первая выделенная полоса появилась в Москве летом 2009 года на Волоколамском шоссе, спустя два года еще одну выделенку открыли на проспекте Андропова. В первое время полосы работали исключительно для общественного транспорта только в будни, а по субботам и воскресеньям на них можно было выезжать и автомобилистам. С тех пор московское правительство гайки только закручивает: сначала частным автомобилистам оставили только воскресенье, а потом и вовсе запретили выезд в любое время дня и ночи.

Первая выделенная полоса в мире была открыта в Чикаго в 1940 году. Европейский дебют достался Гамбургу в 1963-м, где открыли дорогу для трамваев. Годом позже в компанию влился Париж, в 1968 году – Лондон. К 1974 году более сотни городов в мире создали сеть выделенных полос.

Сегодня Москва становится самым развитым в плане выделенных полос городом и уже переплюнула по протяженности трасс большинство мегаполисов. Например, в Сеуле и Пекине протяженность выделенок ‒ порядка 300 км, в Лондоне ‒ 240 км дорог, Сиднее ‒ 90 км, Мадриде ‒ 50 км.

К списку тест-драйвов

Комментарии