Сомнения мудрецов. Часть вторая

В предыдущем материале говорилось о том, как подготовить свой автомобиль к зимнему сезону и выбрать оптимальную резину. При этом были рассмотрены два важных фактора, которые следует учитывать при выборе покрышек: климатические условия и тип дорожного покрытия. Однако существует еще несколько значимых факторов, о которых нельзя забывать при покупке шин.



Агрегатное состояние

В рыхлом снегу наличие или отсутствие шипов отходит на второй план – куда важнее состав резиновой смеси и рисунок протектора. Как правило, шипованные покрышки более «зубастые», поэтому преимущество оказывается на их стороне. А уж если под снегом находится слой льда, лучшего варианта и не придумать. Однако стоит чуть изменить входные данные, и картина меняется. Если под снегом – грунт или асфальт, а температура воздуха близка к нулю, выиграть может и фрикционная шина с ее множественными ламелями. Прогресс, достигнутый шинниками в этой области, демонстрирует модель Continental WinterContact TS 860 с «трехмерными» канавками Snow Curve + и технологией отвода тающего снега Liquid Layer Drainage. Ее управляемость на заснеженных дорогах заслужила высшие оценки экспертов.

Следующий тип покрытия – плотно укатанный снег. В последние годы разница между шипованными и нешипованными моделями в этой дисциплине свелась к минимуму. Шипованная резина позволяет чуть быстрее разгоняться без противобуксовочной системы, нешипованная –    с ней. Шипы на 1‒2 м уменьшают длину тормозного пути, а «липучка» обеспечивает лучшую устойчивость при маневрировании. Самые современные модели фрикционных шин, такие как Continental VikingContact 7 с добавлением рапсового масла в резиновую смесь и высоким содержанием добавки Active Grip Silica и трапециевидными ламелями 3D Trapez Sipes, на плотном снегу превосходят шипованную резину по всем статьям.

Наконец, лед. Это территория безоговорочного господства шипованных покрышек, которые выигрывают у фрикционных в одни ворота, причем с большими отрывами. Более того, эволюция продолжается, и превосходство «продвинутых» моделей вроде Continental IceContact 2, снабженных асимметричным протектором Functional Divided Tread и сверхлегкими шипами Kristall, выглядит просто подавляющим. Отчасти этим и объясняется тот факт, что адепты стратегии «нейтрализации максимального риска» с завидным постоянством приобретают шипованную резину. В критической ситуации – на голом льду – она станет средством спасения, а в иных дорожных условиях ее недостатки представляются терпимыми. Логика понятная.

Электронная магия

О противобуксовочной системе мы вспомнили не зря. Наличие электронных «помощников» ‒ системы динамической стабилизации, ABS, имитации блокировки дифференциалов, управления вектором тяги и прочих – также должно учитываться при выборе зимних покрышек. Влияние каждой из этих систем требует отдельного разговора, но краткое резюме может быть следующим: электроника мастерски нивелирует последствия установки неправильных покрышек, в худшем случае снижая интенсивность разгона или скорость в повороте. Ситуаций, когда она кажется зловредной, всего две – это попытка выехать из глубокого снега в режиме пробуксовки и торможение на льду с ABS. Здесь надо сказать, что гололед – именно тот случай, когда шипы ощутимо повышают действенность электронных средств активной безопасности. Это еще один аргумент в пользу концепции «шипы на всю зиму».

И не забывайте про конструкцию автомобиля! На скользких покрытиях постоянный полный привод – самый эффективный, передний – самый предсказуемый, задний – наименее стабильный, автоматически подключаемый полный – наиболее коварный. В последних двух случаях экономить на резине по меньшей мере неразумно. Однако типом привода дело не ограничивается. Кроссоверы и внедорожники с их высоким центром тяжести в абсолютном большинстве рулятся хуже седанов, а еще – провоцируют на поездки по снежной целине, поэтому требуют покрышек с развитым рельефом протектора и хорошими показателями управляемости. Своя специфика есть и у машин с дизельными и многоцилиндровыми бензиновыми двигателями, которые перегружают носовую часть машины и на покрытиях с низким коэффициентом сцепления проявляют склонность к недостаточной поворачиваемости. Их владельцам при выборе резины тоже следует поломать голову.

В вопросе выбора зимней резины бренд и репутация производителя имеют особый вес. Лидеры шинной индустрии разрабатывают и производят качественную продукцию уже потому, что дорожат собственным имиджем, на строительство которого ушли десятилетия

В завершение разговора об электронных системах необходимо отметить, что они превосходно борются с преждевременным износом покрышек, пресекая пробуксовку и скольжения колес. Особенную ценность это принимает для мощных автомобилей, которые способны «убивать» шипованную резину в сжатые сроки. Вообще, тема сохранения зимней резиной своих свойств по мере износа поднимается крайне редко, и независимые исследования в этой области практически не проводятся. Известно, что по мере утраты шипов многие покрышки начинают вести себя непредсказуемо, и дальнейшая их эксплуатация связана со значительными рисками. Поэтому производители шин ведут борьбу за долговечность шипов и за то, чтобы их износ коррелировал с износом протектора. Также необходимо принимать в расчет, что для зимних покрышек критичен не только пробег, но и возраст: многократно перенесенные перепады температур приводят к потере эластичности и, как следствие, первоначальных свойств.

Важное значение имеют бренд и репутация производителя. Лидеры шинной индустрии разрабатывают и производят качественную продукцию хотя бы потому, что дорожат собственным имиджем, который строился десятилетиями. Престижная марка выступает гарантией того, что автовладелец получит первоклассный продукт, способный сохранять характеристики на протяжении всего срока службы. Случается, что шины именитой марки оправдывают свою высокую цену одной только долговечностью, не говоря уже о потребительских качествах, которые – как это показывают тесты автомобильной прессы – могут находиться в другой лиге. Вот вам и объяснение разнообразию отзывов о возможностях шипованных и фрикционных покрышек: марка и модель резины, ее физическое состояние и конструктивные особенности автомобиля, а также погодные условия добавляют любым отзывам субъективизма и делают обобщения некорректными. Не поддавайтесь влиянию чужих стереотипов, принимайте решения самостоятельно!