Надежное сцепление с дорогой необходимо каждому водителю. Однако в тот момент, когда мы выходим из-за руля и становимся на ноги, оно ничуть не утрачивает своей значимости. Идея сотрудничества производителей обуви с «шинниками» лежит на поверхности, но реализовать ее сумели немногие, и только Continental один из немногих, кто добился на этом поприще выдающихся успехов.
Эта история началась в 2007 году, когда команда инженеров концерна Adidas AG во главе с директором по инновациям Гердом Манцем занималась подбором материалов для беговых кроссовок нового поколения. Многие из поставленных перед ними задач представлялись чрезвычайно сложными. Например, от подошвы требовались энергоемкость, эластичность, стабильное сцепление на любых типах покрытий, включая влажные. А еще – легкость и долговечность. Осознав, что поиск комплексного решения своими силами потребует значительных ресурсов, Герд Манц счел за благо обратиться к экспертам резинотехнического бизнеса, среди которых наибольшую заинтересованность проявил Continental AG в лице руководителя департамента производственных процессов Фабиана Детмера.
Уникальная экспертиза Continental AG в создании шин премиум-класса и богатый опыт концерна Adidas AG в области производства спортивной экипировки позволили разработать линейку высокотехнологичной обуви для профессионалов и сторонников активного образа жизни
Навстречу вызовам
Руководство Continental AG увидело в этом нетривиальном проекте массу новых возможностей. Улучшение «ходовых качеств» спортивной обуви с первого момента расценивалось не иначе как дело чести, поскольку концерну предстояло продемонстрировать состоятельность своих технологий в смежной, но принципиально иной области. В случае успеха Continental получал доступ к новым коммуникационным каналам, повышая узнаваемость и укрепляя свою репутацию в глобальном масштабе. С другой стороны, прав на осечку не было, ведь бренд Adidas пользуется огромным доверием не только среди спортсменов-любителей, но и в узком кругу профессионалов. А значит, если продукт заявляется как образец хайтека, от него будут ждать реального эффекта на самом высоком уровне. В такой ситуации опросы клиентов не дают полезной информации, поскольку покупатели не способны сформулировать требования к конструкции обуви, оперируя абстрактными понятиями вроде «быстрый» или «удобный». И производителю приходится экспериментировать. В качестве форы выступало то обстоятельство, что партнеры являлись земляками – это устраняло не только языковые барьеры, но и оставляло за бортом различия в менталитете. Поэтому работа закипела сию же минуту. Первый цикл испытаний, проведенный в центральной лаборатории Continental в Ганновере, дал очень оптимистичные результаты: применение шинных технологий приводило к росту сцепления на 15‒30 %. Выяснилось, что площадь пятна контакта кроссовок практически идентична таковой у автомобильной покрышки, да и диапазон температур окружающей среды тот же, от ‒20°C до +40 °C. Поначалу специалисты Continental AG выбрали резиновую смесь, используемую при производстве дождевых мотоциклетных покрышек, поскольку она обещала отличную «хватку» на мокрой дороге. Однако на сухом асфальте уровень сцепления оказался избыточным – из-за этого обувь лишалась так называемой «ротационной свободы», необходимой для предотвращения травм суставно-связочного аппарата.
Подводные камни
Сотрудникам Фабиана Детмера приходилось решать и другие, непривычные для них проблемы. Если для автомобильной шины естественной средой эксплуатации являются асфальт, бетон и – изредка ‒ плотный грунт, то спортивная обувь часто имеет дело с линолеумом, ламинатом, деревом и травой. Более того, на полу закрытых помещений она не должна оставлять следов. Движение подошвы во многом обусловлено формой верхней, тканевой части обуви, цвет которой в местах контакта с клеем и резиной, кстати, обязан сохраняться в неизменности. Модели для бега и прогулок по пересеченной местности пришлось проектировать по отдельности, ведь в первом случае во главу угла ставится энергетическая эффективность, а во втором – безопасность. К счастью, тут пригодился опыт Continental в области разработки и производства покрышек для шоссейных и горных велосипедов: рисунок их протекторов подошел и кроссовкам. И то – лишь после согласования с дизайнерами Adidas, которые держат руку на пульсе трендов спортивной моды и отлично осведомлены о вкусовых пристрастиях покупателей.
Наконец, к материалу подошв предъявляются многочисленные санитарно-гигиенические требования ‒ от норм токсичности до гипоаллергенных свойств. Каждое из перечисленных препятствий было преодолено, хотя для этого потребовалось немало времени. В Adidas срок от первого наброска до начала серийного производства новой модели обуви занимает ровно 18 месяцев, Continental же на запуск в серию новой линейки покрышек тратит 2‒3 года, а если процесс связан с внедрением передовых технологий, может потребоваться до 3‒5 лет. Поэтому партнеры сразу отвели на все подготовительные работы 3 года. Однако «боевой» дебют кроссовок совместной разработки состоялся раньше запланированного срока.
Рекорд за рекордом
Осенью 2009 года прототип беговой модели – тот самый, экстремальный, из дождевой моторезины – был передан на тестирование прославленному эфиопскому марафонцу Хайле Гебреселассие. Программа выступлений Хайле включала в себя 8-километровый марафон в немецком Трире, который проходил в очень непростых условиях: сильный дождь намочил брусчатое покрытие, по недосмотру организаторов усеянное конфетти. Буквально в последний момент Гебреселассие решил надеть экспериментальные кроссовки… и пересек линию финиша первым, показав время 22:23 – лишь на две секунды хуже абсолютного рекорда трассы!
Подошва из пены Boost, разработанной инженерами Continental и содержащей тысячи амортизирующих микрокапсул, позволила снизить массу кроссовок серии Adizero Adios до 230 г. Спортсмены могут пользоваться всеми преимуществами современной обуви, не чувствуя ее на ногах!
Вскоре после этого в производство были запущены профессиональные беговые кроссовки серии Adidas Adizero с подошвой, изготовленной по технологии Continental Traction Compound. Беговую обувь Adizero используют такие легенды спорта, как Деннис Киметто, Уилсон Кипсанг и Патрик Макау, на счету которых несколько мировых рекордов и побед в престижнейшем Берлинском марафоне. Однако сотрудничество двух немецких гигантов не ограничивается только беговыми кроссовками – в текущей коллекции бренда Adidas можно найти свыше 80 моделей обуви, созданной совместно с партнерами из Continental. В частности, это серия Terrex, адресованная поклонникам трейлраннинга, хайкинга и скалолазания, которая обеспечивает динамику, хватку и безопасность на переменчивом рельефе даже в условиях отрицательных температур. Недаром лозунг альянса Continental и Adidas звучит как GetYourGrip – «Обрети сцепление»!
К списку тест-драйвов
Комментарии