Человек-машина

Человек-машина

Совсем скоро системы автономного управления транспортом станут обыденностью. Счет идет уже не на годы, а на месяцы. Поставщики комплексных решений – такие как Continental AG – благополучно завершили этап разработки и приступают к подготовке производственных мощностей для выпуска высокотехнологичных компонентов. А человеку теперь необходимо учиться доверять жизнь и здоровье искусственному интеллекту.

Надпись на футболке: «Тысячи защищенных. Ноль аварий. Спасибо, Continental!»

Совсем скоро системы автономного управления транспортом станут обыденностью. Счет идет уже не на годы, а на месяцы. Поставщики комплексных решений – такие как Continental AG – благополучно завершили этап разработки и приступают к подготовке производственных мощностей для выпуска высокотехнологичных компонентов. А человеку теперь необходимо учиться доверять жизнь и здоровье искусственному интеллекту.

Кибермозг

Фундаментальное требование, предъявляемое полноценным системам автономного управления, заключается в достоверной оценке дорожной ситуации, которая должна осуществляться в режиме реального времени. Для того чтобы водитель мог со спокойной совестью передать бразды управления электронике, она обязана корректно идентифицировать участников дорожного движения, вычислять их габаритные и динамические параметры, а также выбирать из миллионов сценариев развития событий наиболее безопасные. Около десятилетия назад в инженерной среде возникло общее понимание: никакими иными средствами, кроме искусственных нейронных сетей, поставленные задачи не решить.

Искусственные нейронные сети отличаются способностью к самообучению, которое профессионалы называют глубоким машинным обучением. Это открывает невиданные возможности для обработки и анализа входящих данных, создавая условия для практической реализации искусственного интеллекта. На недавней выставке CES Asia, проходившей в Шанхае, немецкий концерн Continental представил видеокамеру MFC500 пятого поколения, которую смело можно назвать электронным мозгом. Камера выполнена в одном блоке с вычислительным модулем, в котором использованы как традиционные компьютерные решения, так и нейронные сети с глубоким машинным обучением. Эта платформа спроектирована как открытая, то есть замена ее основных элементов более производительными будет означать повешение качества обработки информации.

«В ближайшее десятилетие автомобильная промышленность претерпит самые драматичные изменения, – говорит Элмар Дегенхарт, председатель совета директоров Continental AG. – Мы всегда смотрим в будущее и уже сейчас осознаем неизбежность этой трансформации. Мы сильны и уверены в себе настолько, что готовы возглавить этот процесс».

Обычные компьютеры используют так называемые алгоритмы решающих правил. Максимум, что им под силу, так это остановить автомобиль, когда человек уже вышел на проезжую часть. Искусственный интеллект видеокамеры FC500 на порядок совершеннее: он способен эффективно предсказывать действия пешеходов, анализируя движение тела, головы и конечностей. Это позволяет предугадывать даже резкие маневры. Подобным образом ведет себя опытный водитель: он распознает намерения пешехода, инстинктивно определяет ситуацию как опасную и рефлекторно переносит ногу с акселератора на педаль тормоза. По мнению специалистов Continental AG, возможности таких инструментов, как FC500, уже сейчас сравнялись с человеческими!

Человек под контролем

Как и водителю, системе автономного вождения требуется постоянное знакомство с новыми ситуациями и освоение новых навыков. Для этого в автомобильных системах искусственного интеллекта применяется «обучение с учителем» – это еще один математический термин. Электронному мозгу предоставляется огромный массив исходных данных и критерии успешности конечного решения, на основании которых необходимо выстроить набор правильных стратегий. Впоследствии выработанные стратегии можно автоматически применять в схожих условиях, а в незнакомых ситуациях искусственный интеллект будет вырабатывать новую.

Сбор исходных данных не является проблемой – их предоставляют всевозможные электронные ассистенты, которые хорошо знакомы владельцам автомобилей последнего поколения. Это адаптивный круиз-контроль, видеокамеры панорамного обзора и считывания дорожных знаков, системы мониторинга «слепых» зон и контроля рядности движения, комплексы ночного видения и автоматической парковки – в общем, все те устройства, которые концерн Continental выпускает для нужд автопроизводителей уже не первый год. Это оказалось бесценным источником информационного «сырья» для комплексов автономного управления. Владение технологиями анализа массивов графических данных позволило инженерам Continental AG совершить прорыв в области детекции пешеходов и прогнозирования направления их движения.

Надо сказать, что отдельные элементы глубокого машинного обучения используются в видеокамерах Continental нынешнего, четвертого поколения. Это не столько повысило эффективность существующих электронных ассистентов, сколько помогло специалистам Continental AG сэкономить ресурсы, необходимые для проведения дорожных испытаний роботизированных автомобилей. Соответственно удалось сократить и сроки внедрения в производство видеомодуля MFC500, выпуск которого начнется уже в недалеком 2020 году.

Эволюция бизнеса

Знакомство человеческого интеллекта с искусственным вызвало большие перемены в немецком концерне. Во-первых, Continental начал активно участвовать в альянсах с лидерами ИТ-индустрии, среди которых американская корпорация Nvidia, китайский гигант Baidu, Оксфордский университет и Технологический институт в индийском Мадрасе. В мае 2018 года в Будапеште открылся Центр передовых систем поддержки водителя, основной компетенцией которого является разработка и совершенствование методов глубокого машинного обучения. В штате Continental AG числится около четырехсот инженеров, специализирующихся на искусственном интеллекте, и концерн стремится увеличить их число.

Во-вторых, искусственный интеллект продемонстрировал свою привлекательность в качестве средства повышения эффективности различных процессов внутри самого концерна. Его уже начинают применять для управления производственными процессами, логистикой и разработкой новых продуктов. Чтобы ускорить темпы внедрения инноваций, в минувшем июне Continental AG объявил о партнерстве с Немецким исследовательским центром искусственного интеллекта DFKI. Его эксперты помогут менеджерам концерна не только понять преимущества новейших методов управления данными, но и научиться решать с их помощью прикладные операционные задачи. Помимо прочего, DFKI займется созданием персональных виртуальных помощников для руководителей высшего звена Continental AG, которые возьмут на себя обработку документов, организацию графика и даже займутся повышением квалификации высокопоставленного персонала.

Концерн Continental называет искусственный интеллект мощнейшим драйвером роста. Ожидается, что уже в ближайшие годы программное обеспечение нового поколения принципиально изменит работу инженеров и повысить эффективность всех бизнес-процессов. Руководство Continental AG стремится к тому, чтобы искусственный интеллект стал ключевой компетенцией концерна.

Наконец, грядут преобразования в организационной структуре концерна – крупнейшие за его 147-летнюю историю. В начале 2020 года в подразделении «Автомобили» вместо групп «Интерьер» и «Шасси и безопасность» появятся «Технологии автономного вождения» и «Технологии автомобильных сетей» с общей численностью инженерного персонала 17 тысяч человек. В свою очередь подразделение «Силовые установки» всецело сосредоточится на гибридных и электрических системах, для чего получит максимальную автономию и летом 2019 года выйдет на IPO. К тому времени сменится и название концерна: Continental Group вместо нынешнего Continental AG.